Почему в России дизельное топливо дороже бензина

Сколько стоил бензин при СССР? Если посмотреть на фотографии советских времен, то на заправках бензин тогда стоил менее 8 копеек за литр, а солярка чуть более 3 копеек. При этом стакан томатного сока стоил 10 копеек, а литр молока 28, то есть бензин был в 4 раза дешевле молока. А вот ситуация на заправках сегодня — стоимость бензина от 42 до 51 рубля, дизтоплива — 44 рубля. Молоко же сегодня стоит от 60 до 100 рублей за литр. Как так получилось, что молоко стало стоить дороже бензина, а бензин дороже дизтоплива?

Почему в России дизельное топливо дороже бензина

Для автомобилистов, чьи автомобили были оборудованы дизельными двигателями, экономия на топливе оказывалась значительной. Постепенно тенденции стали меняться и стоимость обоих видов горючего сравнялась. И вот теперь дизтопливо стало дороже бензина. Хотя себестоимость последнего намного выше солярки. В чем же дело?

Дизтопливо и бензин производят из нефти путем двойной обработки. Сначала сырьё разделяют в ректификационных колоннах, потом подвергают крекингу, то есть дроблению молекул. Процесс производства дизтоплива и бензина схож, но в целом солярку, как более дешевую фракцию, производить дешевле. Исходя из обычной логики цена на дизтопливо должна быть меньше, как это и было в Советском Союзе.

Но, с другой стороны, было бы ошибкой считать, что ценообразование упирается только в себестоимость продукта. На него гораздо больше влияют другие факторы, и главный из них, — спрос. Увеличение количества дизельных легковых машин сделало свое дело. Кроме того, дизтопливо перестало быть сезонным товаром для сельхозтехники, оно стало востребованным круглогодично.

Однако ведь и бензин требуется круглогодично, но почему же он растёт меньшими темпами? Всё просто! Нужно вернуться к процессу производства. Из одного барреля нефти, а это 159 литров, можно получить 102 литра бензина и только 30 литров дизтоплива, то есть в 3,5 раза меньше. Чтобы не было дефицита или переизбытка одного из продуктов, нужно чтобы потребление бензина было тоже в 3,5 раза больше. Однако соблюсти эту пропорцию нереально, дизельных моторов стало больше, а на что спрос, то и дороже — таковы законы рынка.

Прошлый год стал переломным в тенденции перехода на дизель. Европейские автопроизводители, и не только они, стали массово отказываться от дальнейшей разработки дизельных двигателей, и снимать их с производства. Правда, всё это происходит под флагом борьбы за экологию. Наиболее вероятно, что дальнейшее опережение роста цен на солярку замедлится, но и дешевле бензина она всё равно не станет, иначе снова начнется рост потребления дизтоплива, и процесс повторится.

К сожалению, отказ от производства дизельных моторов для легкового транспорта является необходимой мерой, и не зависит от того, под каким предлогом он вводится. Ведь лучшей альтернативы дизельной сельхозтехнике пока нет. А дорогая солярка означает, что будут дорогими молоко, помидоры, огурцы и мясо. Мало того, из-за легковушек дизтопливо стали производить по другим, более строгим технологиям — стали удалять из него избыток серы, а это привело к увеличению себестоимости.

Но если все перечисленные механизмы понятны, просты и логичны, то следующая причина чисто российская. Она напоминает плевок в колодец, из которого всё равно придётся напиться. Она выражается в продаже дизтоплива за границу, особенно в Китай. Здесь солярка постепенно вывела бензин из оборота.

В 2018 году вывоз дизтоплива из страны побил новый рекорд. Предыдущий был в 2015 году и составлял порядка 51 миллиона тонн. Прирост объемов вывоза за год составил 10%, хотя производство дизеля, по данным Минэнерго, выросло всего лишь на 2%.

Если проанализировать эти действия, то получается, что страна испытывает дефицит на данную продукцию и приобретать её по оптовым ценам для АЗС всё труднее. В результате владельцы автозаправок вынуждены искать поставщиков в различных регионах страны, даже в тех, которые расположены слишком далеко. Это добавляет к закупочным ценам расходы на транспортировку, поэтому итоговая стоимость зашкаливает.

Таким образом, ради короткого рубля для нефтяников и бюджета, рост цен на дизтопливо только подогревается. А значит придется платить все больше не только за продукты, но и, вообще, за любые товары, ведь при коммерческих перевозках используется именно дизтопливо.


  • Купить СНП (спирально-навитые прокладки)

  • Хозяин копанки отправится в тюрьму на 8 лет

  • Газобетонные блоки

  • Арктика — самый мощный в мире ледокол

  • Канадцы построят рудник в Якутии

  • Семь человек пострадало в результате взрыва на Коксовой-2

  • Станок для изготовления сетки-рабицы АСУ 174 преимущества и характеристики

  • Арболит (новое — это хорошо забытое старое)

Отзывы

  1. Александр 15.12.2019 22:08

    Весьма странно. Десятилетиями солярка стоила намного дешевле бензина. И то, что для ее производства требуется больше нефти, чем для бензина — чушь. Неужели были все дураки и никогда по причине, якобы требующей больше нефти для производства солярки не сровняли бы цены? Причина в одном — неуемная ЖАДНОСТЬ. Уж и не знают где ещё сорвать. Не удивлюсь, что скоро введут налог на налог. Но всему придёт конец. Как же жестоко ворующие поплатятся.

    • Владимир 15.12.2019 23:17

      Ничего странного, конечная цена продукта не всегда прямо зависит от его себестоимости. К примеру, если государству нужно развивать сельское хозяйство, логистику (грузоперевозки) то при условии того что большинство большегрузов и сельскохозяйственной техники работает на солярке, а легковые преимущественно на бензине, то логично дотировать ДТ, либо как минимум установить акциз на ДТ меньше чем на бензин, тем самым понизив конечную стоимость ДТ. В Финляндии, к примеру вообще одна и та же по качеству солярка продается по РАЗНЫМ ценам, причем отличающимися в РАЗЫ. Топливо отличается только цветом и предназначением. Топливо для сельскохозяйственных машин продается на тех же заправках что и для легковых, оно подкрашено и стоит дешевле, а также существует топливо для отопления частных домов и его цена тоже отличается… В Финляндии все соседи стучат друг на друга, штрафы безумные и поэтому людям в голову не приходит заливать дешевое топливо в легковые авто. Но такое разделение ДТ подходит для Финляндии с ее штрафами и с традиционно большим количеством легковых автомобилей работающих на ДТ…

Оставить отзыв