Электропоезд Ласточка, история пригородного транспорта

Каждый год в России более миллиарда человек путешествуют в поездах. Это один из самых высоких показателей в мире. Большая часть перевозок приходится не на дальние путешествия, а на пригородные перевозки железнодорожным транспортом.

Электропоезд Ласточка история пригородного транспорта

Знаменитая Царскосельская дорога, небольшие ветки на заводах Демидова на Урале — это прообраз будущих региональных магистралей. Со временем они, словно паутиной, опутали всю территорию страны. Из небольших маломощных паровозов, с трудом тянущих пару дощатых вагонов, пригородные поезда превратились в современные экспрессы, где уровень комфорта вполне сравним с авиационным.

СПРАВКА. Каждый день пригородные поезда перевозят свыше 2 миллионов пассажиров — это более 80 процентов от общего пассажиропотока. В стране используется 14 тысяч пригородных и региональных вагонов. К традиционным электричкам прибавились комфортабельные поезда «Спутник», РЭКС и аэроэкспресс. Все большую роль в городском и пригородном железнодорожном движении играют новейший поезда типа «Ласточка».

Железная дорога встряхнула сонный уклад российской жизни и навсегда изменила представление о расстояниях. В этом огромная заслуга местных поездов. Если раньше, например, путь из Владимира в Рязань занимал около полутора суток, то после строительства пассажирских веток, объединяющих эти города, на дорогу уходило уже менее 6 часов.


Надежный российский сертификационный центр rossertcentr.ru окажет содействие в подтверждении соответствия услуг и продукции требованиям Таможенного Союза, штрихкодировании и разработке технической документации.


Пригородное движение появилось в России в конце 19 века. Первоначально миниатюрные составы должны были перевозить в город рабочих из окрестных слобод. Остановки располагались на небольшом расстоянии друг от друга, и скорость передвижения по нынешним временам кажется до смешного малой.

Однако на то время это был самый скоростной вид транспорта, который, к тому же мог перевести значительное количество пассажиров. Эти поезда прозвали в народе «кукушками». Они были, как правило, не очень большими и всегда страшно переполненными. Публика приняла это железнодорожное новшество с большим энтузиазмом.

Электропоезд Ласточка история пригородного транспорта

Когда рабочие перестали быть прикреплёнными к своим казармам и баракам при заводах, когда их жизнь улучшилась, появилась потребность в поездках с дач на работу. Таким образом, на рубеже 19 и 20 веков появилось понятие — пригородные поезда. С организацией пригородного сообщения появился новый пласт русской жизни — массовое дачное движение.

Петербург и Москва уже в те времена считались шумными и грязными городами, и теперь каждые выходные со столичных вокзалов отправлялись специальные дачные поезда — предтеча современных электричек. Любопытно, что застройщики, занятые возведением летних домов и резиденций, часто сами запускали слухи о скором строительстве новой дороги. Даже намек на грядущую прокладку железнодорожной магистрали, взвинчивал цены на землю в несколько раз.

Серьезный удар развитию пригородного сообщения нанесли всеобщая сумятица и хаос Гражданской войны. Подвижной состав либо простаивал, либо был реквизирован для военных нужд, были заморожены планы пуска поездов на электрической тяге. Почти десятилетие понадобилось для того, чтобы вновь запустить пригородное движение, но уже совершенно в ином качестве.

В июле 1926 года в советском Азербайджане произошло знаковое событие — впервые поезд на электрической тяге проделал путь от Баку до нефтяного месторождения Сабанчи. Прототипы первых электричек больше напоминали дореволюционные трамваи. Мощность его локомотива составляла аж целых 75 лошадиных сил, для сравнения, у современных поездов типа ласточки она в 50 раз больше.

Электропоезд Ласточка история пригородного транспорта

Южная премьера электропоездов оказалось на редкость плодотворной. Дорогу сразу же продлили до дальних месторождений. Наркомат путей сообщения издал срочную директиву об организации движения на электрической тяге по образцу бакинской в Москве и Ленинграде. Началась золотая эра электричек, которая продлилась вплоть до начала 90-х годов.

Многие жители страны сверяли свою жизнь по расписанию электропоездов, и даже в самые сложные времена они ходили с завидной точностью. Доступные цены на билеты и умеренный комфорт, сделали их самым демократичным и популярным видом транспорта.

СПРАВКА. С 1949 года на выпуске электричек специализировался Рижский вагоностроительный завод, его модели серии ЭР стали самыми известными советскими электричками. Сегодня региональные электропоезда производятся в подмосковном Демихово, Твери и Верхней Пышме на Урале.

Электропоезд Ласточка история пригородного транспорта

Время рижских электричек неумолимо уходит, их уже почти не осталось на российских дорогах. Знаменитые составы ЭР-2 с обтекаемыми формами стремительно устаревают. На линию выходят поезда нового поколения, начиненные электроникой, быстрые и куда более комфортные для пассажиров и машиниста. Если раньше машинист совершал различные манипуляции во время движения, то сейчас управление поезда осуществляется одной рукояткой на протяжении 90% времени следования поезда.

Современные поезда, которые получили известность в пилотных проектах российских железных дорог, становятся все более привычными и даже массовыми. В одночасье ставшая знаменитой после зимы 2014 года «Ласточка», легко влилась в транспортную структуру сразу нескольких крупнейших федеральных проектов.

Широкую известность «Ласточка» получила благодаря тому, что стала главным транспортным средством сочинской Олимпиады. Однако ее премьера состоялась немного раньше. В январе 2013 года первый состав этой серии отправился из Москвы в Великий Новгород.

Электропоезд Ласточка история пригородного транспорта

В Сочи «Ласточка» предстала публике во всей красе. Тихий и необычайно удобный поезд отвозил гостей Олимпиады из субтропиков прибрежного Сочи прямо к ледникам Большого Кавказа. Грандиозные виды из окна приятно сочетались с мягкостью хода и удобством кресел в салоне. Безусловно, что «Ласточка» создала новый уровень комфорта пригородных перевозок, которого еще не знала история российских региональных железных дорог.

Электропоезд Ласточка история пригородного транспорта

После Сочи для «Ласточки» наступили рабочие будни. Ей предстояло объединить многие российские областные центры, где расстояния между ними сравнимы с масштабами какой-нибудь небольшой европейской страны. Пассажирам поезд пришелся по нраву. Цены на билеты остались доступными несмотря на невиданные удобства, скорость и мягкость хода. Пневморессоры максимально эффективно гасят вибрацию. В поезде используются системы информирования пассажиров, видеонаблюдения и микроклимата.

В сентябре 2016 года «Ласточка» вновь оказалась в центре внимания прессы после открытия Московского центрального кольца (МЦК). Она стала основой подвижного состава этого грандиозного проекта, возникшего на месте исторического Малого кольца Московской железной дороги. В начале 20 века Малое кольцо сделало Москву одной из самых крупных железнодорожных развязок в мире. МЦК многие авторитетные мировые издания назвали в числе важнейших инженерных событий 2016 года.

СПРАВКА. Нынешняя ласточка состоит из пяти вагонов, способных вместить до 450 сидящих пассажиров и до 1000 стоящих. Максимальная скорость поезда 160 километров в час. Сегодня у «Ласточки» две модификации. Комплектующие и агрегаты производятся в России и Германии, причем российская доля постоянно растет.

Можно ли заменить привычную электричку? Способны ли другие виды транспорта полностью заместить электропоезда, которые верой и правдой служат пассажирам скоро уже 100 лет? Ответом, наверное, могли бы стать сутолока и толпы на вокзалах в пиковые часы. Отправляясь в мегаполисы на работу, совершая, как и сотню лет назад, дачные поездки, люди вновь и вновь выбирают пригородные поезда.

Причина этого проста — это выгодно, точно по времени и надежно. Экспрессы, такие как «Ласточка» добавили к региональным путешествиям ощущение скорости и комфорта.

Спрос на железнодорожные перевозки всегда превышал предложение, и сегодня, когда автомобиль есть почти в каждой семье многие до сих пор предпочитают старые проверенные временем электрички.


  • Кто остановил добычу угля в Австралии?

  • Где купить каменный и древесный  уголь для отопления дома в мешках?

  • Квоты на импорт коксующегося угля в Украину могут вырасти на 1 млн тонн

  • Работа в метро СПб, вакансии

  • Новости российского машиностроения

  • Покрытие из резиновой крошки

  • Сортамент металлопроката

  • Покос травы, триммеры

Оставить отзыв