Строительство в России имеет свои специфические черты: сложные ландшафты, огромные необжитые просторы и экстремальные климатические условия.
В послевоенные годы в Советском Союзе востребованность в тяжёлой, а главное, мобильной строительной технике была просто рекордной. Страна еще только начинала восстанавливаться после войны, когда советское руководство объявило об эпохальных планах развития и освоения Арктической зоны и труднодоступных районов Сибири. Комсомол постоянно объявлял призывы то на очередную стройку железнодорожной магистрали, трассы или канала, то на освоение открытых месторождений.
В добровольцах всегда был достаток, не хватало только мощной современной техники. Именно в эру великого послевоенного строительства в тихом текстильном Иваново и был организован завод, изделие которого, так не походили на традиционную ивановскую продукцию. Сегодня это предприятие уже более пятидесяти лет участвует в обустройстве и освоении бескрайних российских просторов.
СПРАВКА. Ивановский автокрановый завод — крупнейшее российское предприятие по внедрению и производству подъемных кранов на автомобильной базе. Его строительство было начато в 1950 году. Первый автокран грузоподъёмностью 5 тонн на шасси минского автозавода МАЗ-200 был выпущен осенью 1954 года. В середине семидесятых годов Ивановский завод был реорганизован в производственное объединение «Автокран».
Область тяжелого машиностроения долгое время, словно обходила Иваново, — строить завод пришлось с нуля. Специалисты для него съезжались со всех республик и российских окраин. Завод неплохо прижился и в рекордные сроки стал показывать удивительные результаты. За машинами под маркой «Ивановец» снабженцы выстраивались в очереди. Заполучить себе новенькую серию ивановских автокранов считалось большой удачей.
В эпоху развитого социализма завод превратился в настоящую крановую империю, его филиалы располагались в Камышине и Галиче, а в производственную кооперацию входили десятки предприятий со всего Союза. Более 5000 кранов ежегодно покидало территорию этого крупнейшего в Восточной Европе кранового гиганта. На любой советской стройке можно было увидеть ивановские машины. С их помощью строили жилые поселки проходчиков, разгружали привезенную в далёкие уголки страны технику, монтировали сложное оборудование.
Сложные условия работы обусловили характер этих машин. Они были неприхотливыми, проходимыми и могли работать в климатических условиях арктического холода и среднеазиатской жары. Важнейшей вехой в развития автокранов стал нефтяной и газовый бум, разразившийся в СССР во время освоения подземных кладовых Западной Сибири.
Места там были безлюдные, совершенно дикие и с абсолютным бездорожьем. Поэтому автокраны на мощных и проходимых шасси были просто незаменимы. Для первопроходцев гиблых болот Самотлора и плоской каменистой лесотундры Ямала «Ивановцы» стали настоящими и бесценными помощниками. С помощью автокранов высокой проходимости устанавливалось оборудование для новых буровых вышек и разгружались первые эшелоны с тяжелой техникой.
Один из филиалов «Ивановца» выпускал специальные краны на гусеничном ходу, с помощью которых прокладывались нефтяные и газовые трубопроводы в самых, казалось бы, невозможных условиях. Труд этот был не слишком заметным, но исчезни автокраны хотя бы на день, это стало бы реальной катастрофой для любого строительства. В советские времена более двух третей автокранов выпускалось на Ивановском производственном объединении. Крупнейшие компании «Газпром» и «Сургутнефтегаз» закупают продукцию завода различной грузоподъемности и модификаций.
СПРАВКА. В период с начала работы и до середины 80-х годов объединение «Автокран» запустило линейку 5, 6, 10 и 16 тонных кранов. В 1966 году на заводе освоен выпуск подъемно-поворотных устройств, сделавших их механизмы еще более универсальными. На производстве было занято свыше пяти тысяч работников. Каждую неделю с конвейера завода сходило более сотни оснащенных кранов.
Как и другим предприятиям тяжелого машиностроения, «Автокрану» пришлось пережить в 90-е годы, не самые лучшие времена. Однако завод выстоял, ведь производственная техника такого класса — товар стратегический. Недаром значительная часть современной продукции идет на нужды оборонного ведомства и МЧС.
Главная и самая ответственная деталь крана — его стрела. Для её монтажа задействуется небольшое количество работников, так как большинство операций полностью автоматизировано. Современный автокран весьма сложное техническое устройство, в нем объединены целые области инженерии и механики.
Сразу несколько больших и мощных механизмов должны работать в постоянном взаимодействии, доставляя груз точно к цели.
Собрать шасси большегрузного автомобиля, подъемно-поворотный механизм и стрелу с оснасткой, заставить их совместно и продуктивно работать — это и есть главная задача инженеров и работников «Автокрана».
С вводом в эксплуатацию цеха по производству овоидных стрел характеристики кранов значительно улучшились. Они стали более конкурентоспособными, сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Овоидные стрелы стали применяться не так давно. Их внедрение стало возможным только благодаря применению новейших расчетов с применением компьютерных программ, которые помогли представить визуально совершенно новый, технически ранее недоступный, профиль.
Овоидные стрелы отличаются от привычных нашему взгляду агрегатов, прежде всего тем, что они имеют форму неправильного овала и телескопический механизм. Это невероятно увеличивает возможности машины, делая её универсальным инструментом, готовым к работе в самых стесненных условиях или, наоборот, на значительных высотах.
Для производства овоидных стрел используется уникальное оборудование, так как производство очень сложное. Завод единственный в России, где профили производятся без особых усилий работниками с высшим образованием. Чтобы превратиться в полноценный механизм, огромному стальному листу длиною в 12 метров и весом более тонны, предстоит претерпеть много метаморфоз и подвергнуться крайне жесткому воздействию.
Подготовленную сталь сначала зачищают и обезжиривают, а затем запускают в пресс. Под его давлением сверхпрочный материал, способный выдержать выстрел винтовочного патрона, гнется, словно картон. Один такой лист превращается в так называемый полукороб — половину секции будущей телескопической стрелы.
Для производства изделия используется довольно сложное оборудование. Это листогибочные прессы, установки для очистки листов и деталей, а также роботизированные сварочные комплексы MOTOMAN.
Нынешние цеха завода представляют собой ряд длинных автоматизированных линий, а что происходит внутри можно увидеть лишь на экране монитора. Два полукороба будущий стрелы сваривают и проверяют на прочность с помощью ультразвука. Каждая секция крана должна выдерживать нагрузки значительно больше заявленной. Специальные станки создают заданный профиль и сверлят технологические отверстия. Весь этот сложный процесс происходит практически без участия человека. Специалисты лишь наблюдают и задают на рабочих компьютерах станции необходимые параметры.
Операторы по управлению работой оборудования универсальны, они могут работать на любой станции линии по производству стрел. Готовые секции вкладываются друг в друга по принципу подзорной трубы, затем снабжаются манипуляторами и оснасткой. Они размещаются на поворотном механизме и автомобильном шасси. После многоуровневых испытаний готовый кран отправляется к потребителю. Как и тысячам его предшественников, выпущенным за более чем полувековую историю, им предстоит каждодневная и монотонная работа, без которой уже невозможно представить ни одно серьёзное строительство.
СПРАВКА. Сегодня завод автокранов под маркой «Ивановец» продолжает снабжать новыми машинами Россию и СНГ. К концу нулевых годов объединение произвело за всю историю свыше 150 тысяч кранов. В ближайшее время в планах завода выпуск до сотни машин в месяц всего модельного ряда. Основной продукцией ОАО «Автокран» являются механизмы грузоподъемностью в 25 тонн.
Иностранные маркетологи любят придумывать разные легенды для своих гигантских механизмов от большегрузных грузовиков, до шагающих экскаваторов. Легенда автокранов под маркой «Ивановец» — это вся история его существования.
Повседневный, крепкий и неприхотливый, он редко становился героем кинохроники и газетных передовиц, но во многом благодаря ему и были построены многие объекты в стране, названные со временем грандиозными. Без ивановских автокранов не обходилась ни одна грандиозная отечественная стройка, их можно встретить в любом уголке России и сопредельных стран.