ОАО КамАЗ: этапы развития машиностроительного комплекса

Предприятие ОАО «КамАЗ» на протяжении длительного времени является флагманом российского тяжелого машиностроения. На его долю приходится около 40% выпускаемой продукции всей государственной машиностроительной отрасли.

ОАО КамАЗ этапы развития машиностроительного комплекса

Производственное объединение «КАМАЗ» было основано в 1969 году. Правительством СССР было рассмотрено около 70 мест для строительства машиностроительного комплекса. В результате был выбран город Набережные Челны. Город расположенный вблизи двух рек, Камы и Волги, железной дороги и логистически выгоден.

На стройке предприятия было задействовано 100000 рабочих 70-ти национальностей, около 2000 государственных организаций, 700 известных иностранных корпораций, таких как: французская «Рено»; германские «Либхер», «Бош»; американские «Сикаст», «Холкрофт»; итальянские «Фата», «Морандо»; японские «Хитачи», «Камацу».

Строительные работы были начаты 13 декабря 1969 года.

1970г., осень. Заложен фундамент корпусов ремонтно-инструментального и литейного заводов.
1971г. Заселен первый двенадцатиэтажный дом семьями заводских рабочих.
1973г. Выстроены все первоочередные объекты машиностроительного комплекса, введен в эксплуатацию энергоблок. Пущен городской трамвай.
1974г., май. В конструкторском отделе собран первый двигатель.
1976г. 16 февраля. Выпуск первого грузовика камского завода.
1976г., 29 декабря. Пуск заводов 1-ой очереди по производству большегрузов. На заводе высокие темпы производства.
1977г., октябрь. Досрочное завершение годового плана. Выпуск 15000-го грузовика. К концу года было выпущено 22000 машин.
1978г., август. Выпуск 50000-го грузовика.
1979г., июнь. Выпуск 100000-го грузовика.
1981г., февраль. Пуск в эксплуатацию мощностей 2-ой очереди комплекса.
1983г., февраль. Создание автоцентров «КамАЗа» (к 1990 г. автоцентров насчитывалось уже около 210 объектов). Они обеспечивали доставку запчастей и осуществляли гарантийное обслуживание и ремонт большегрузов.
1987г. декабрь. Выпуск первого малолитражного автомобиля «Ока». Налажено производство малолитражек.
1988г. Государство от эксплуатации большегрузов получает около 8 миллиардов руб. прибыли, что с лихвой окупает все затраты денежных средств на него строительство.
1988г., июль. Образование гоночной команды «КамАЗ-мастер», победителя многих авторалли.
1990г., август. Преобразование производственного объединения «КАМАЗ» в акционерное общество.
1993г., 14 апреля. Происходит сильнейший пожар на заводе по производству двигателей. Огонь уничтожает почти весь корпус и территорию завода. Но за несколько месяцев здание было отстроено, и в декабре завод вновь был пущен в эксплуатацию.

Последующее развитие производства было связано с происходящими событиями в стране в условиях перестройки и в послеперестроечное время.

1996г. Выпуск опытной модели самосвала «КАМАЗ 65-20» — представителя нового автомобильного семейства. Акционерное общество «КАМАЗ» преобразовывается в ОАО «КАМАЗ».
2000г. Был произведен «Нефаз–5299» — автобус на базе шасси КАМАЗа.
2003г. Выпуск серийного развозного авто «КАМАЗ – 4308» для нужд города.
2005г. Пуск в эксплуатацию совместного русско-казахского производства «КАМАЗ-Инжиниринг» и русско-немецкого «ЦФ КАМА».
2006г. Создание совместного русско-американского предприятия «КАММИНЗ КАМА».
2009г. Создание двух совместных русско-немецких предприятий «Мерседес Бенц Тракс Восток» и «Фузо КАМАЗ ТРАКС Рус».
2010г. Создание совместного русско-индийского объединения «КАМАЗ Вектра Моторз Лимитед», выпуск грузовиков с рестайлинговыми кабинами.
2012г. Выпуск 2000000-го большегруза.
2013г. Производство нового тягача «КАМАЗ-5490» магистрального назначения.
2015г. Производство двух новых машин: грузовика «КАМАЗ-62207» и тягача «КАМАЗ–62206». Презентация электробусов. Пуск в эксплуатацию нового завода по выпуску грузовиков «КАМАЗ» и шасси для автобусов, работающих на газу. Проведение первых испытаний беспилотника.

2016г. Празднование 40-летнего юбилея со дня схода с конвейера завода первого грузовика. Строительство совместного русско-немецкого предприятия по изготовлению кабин. Презентация автобусов-беспилотников.

В современных условиях машиностроительная корпорация «КАМАЗ» значительно расширила ассортимент выпускаемой продукции и поставляет на внутренний и мировой рынок различную технику: около 100 комплектаций тяжелых грузовиков, автобусы, тепловые электростанции, комбайны, трактора.

В настоящее время, в машиностроительном комплексе трудится около 60000 чел. В производство входит более 150 предприятий, расположенных в России и за рубежом. Двенадцать из них крупные международные автомобилестроительные компании. Флагман российского тяжелого машиностроения стоит на 13 месте в мире среди компаний, выпускающих большегрузы, и на 8 месте среди фирм — производителей дизельной техники.

Основной комплекс в Набережных Челнах включает в себя предприятия всех ступеней машиностроительного цикла, а также пункты реализации продукции и обслуживания машин. Налажена поставка большегрузной техники ОАО «КАМАЗ» в 45 стран мира. Руководит корпорацией ПАО «КАМАЗ» генеральный директор С. А. Когогин.

Стратегия развития ОАО «КАМАЗ» до 2025г.

«КАМАЗ–2025» — стратегия развития предприятия разработанная Советом Директоров и принятая в декабре 2016г. В ходе разработки программы были намечены пути развития производства и основные направления. Они касались непосредственно выпускаемой продукции предприятий комплекса для внутреннего и внешнего рынка.

В условиях ужесточения конкуренции на внешнем рынке, нужно совершенствовать качество и расширять ассортимент выпускаемой продукции, увеличить объемы поставок. В планах довести выпуск большегрузов до 60000 штук в год. Продажу автомобилей к 2020г. увеличить до 58000 штук в год, к 2025г. довести до 73000 штук. Долю продаж за рубеж увеличить к 2020г. до 27%., к 2025 г. до 30%.

Среди основных шагов по развитию производства было решено:

  • модернизировать и обновить линейку выпускаемой продукции;
  • развивать новые торговые контакты;
  • освоить рынки «Волна-1», «Волна-2»;
  • развивать финансовый сервис: лизинг, факторинг;
  • увеличить продажи запасных частей;
  • поднять качество выпускаемой продукции на европейский уровень на 90% и выше;
  • развивать бизнес дочерних предприятий (автобусы, спецнадстройки);
  • усилить положение на рынках: внешнем, российском и СНГ.

Сувенирная продукция

В автотехцентрах, салонах и магазинах «КАМАЗ»-а имеется каталог сувенирных товаров. Сувенирная продукция машиностроительной корпорации – это высококачественные футболки, бейсболки, куртки, сумки, рюкзаки. А также масштабные модели КАМАЗов — победителей различных конкурсов и авторалли, спецтехника: пожарная, военная, строительная. Рисунки на одежду и рюкзаки наносятся методом напыления, в такой одежде комфортно даже в жаркую погоду.


  • Электротележки для работы на складе

  • Коленчатый подъемник

  • Перевалка грузов в Новом Уренгое

  • Украина приянала закон Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий

  • Улучшение экологической обстановки

  • Блочные комплектные трансформаторные подстанции: характеристики и преимущества

  • Работа на перспективу

  • Вилочный погрузчик — универсальный Kalmar

Оставить отзыв