Корпорация Иркут: продукция, условия труда и перспективы развития

Вероятно, многие пользователи сети находили информацию об одной из крупнейших авиастроительных компаний России. Военные самолёты СУ должны быть известны почти каждому жителю страны. Если что-то неизвестно о предприятии, дальнейший обзор поможет восполнить пробел. Тема сегодняшней статьи — история, продукция и достижения компании.

Корпорация Иркут продукция условия труда и перспективы развития

Историческая справка

Чтобы понять, какой путь прошла компания, рассмотрим основные исторические данные. История компании берёт свое начало в 1931 году, когда было принято решение о строительстве в окрестности Иркутска авиационного завода. Ключевой фигурой в решении стал нарком тяжёлой промышленности Григорий Константинович Орджоникидзе.

В 1934 году был построен авиастроительный завод No125. В начале 1935 года предприятие выпустило первые истребители и бомбардировщики. В довоенные и военные годы завод выпускал следующие категории самолетов: пикирующие, дальние, фронтовые бомбардировщики, истребители. После войны под руководством знаменитого конструктора А.С.Яковлева был налажен выпуск новых видов самолетов.

Предприятие выпускало: реактивные и сверхзвуковые истребители-перехватчики, бомбардировщики, разведчики, военно-транспортные самолеты. Основные виды самолетов, которые выпускало предприятие: ЯК, ТУ, ИЛ, АН, СУ, МИГ. В послужном списке предприятия есть первая боевая машина вертикального взлета (Як-36 1964 год). В 1966 году был совершен первый полет реактивного пассажирского самолета Як-40. В промежутке 1970-1986 год предприятие наладило выпуск истребителей-бомбардировщиков МИГ разных модификаций.

В девяностые годы завод начал выпуск самолетов-амфибий, многоцелевых истребителей СУ. Летательные аппараты разных серий взяты на вооружение внутри страны и за её пределами. В 1975 году завод получил новое название ИАЗ («Иркутский авиационный завод»). С 2004 года корпорация производит части для самолетов Airbus А320. Также в 2004 году было произведено IPO (первичное размещение акций). На фондовом рынке было размещено более 23 % ценных бумаг. В истории отечественной оборонно-промышленной отрасли это было впервые.

О компании

Компания несколько раз меняла название. Сначала был Иркутский авиационный завод. Затем произошло переименование в годы приватизации — открытое акционерное общество «НПК Иркут» (Научно-производственная корпорация). Далее — Публичное Акционерное Общество «Объединённая авиастроительная корпорация Иркут». С 2006 года компания находится в составе ОАК.

Корпорация занимается разработкой, выпуском, испытанием и техническим обслуживанием самолетов военного и гражданского назначения. В активе корпорации — авиаперевозки через сторонние авиационные компании. Часть прибыли корпорация вкладывает в обновление производственных мощностей и цехов. Основным акционером холдинга является федеральное агентство по управлению госимуществом. Агентство владеет более 92% капитала акционерного общества. Более 7% акций находится в свободном обращении на фондовом рынке.

Филиалы и дочерние предприятия

Главным филиалом корпорации является Иркутский авиационный завод. В городах Ульяновск и Воронеж в 2010 году образовались дополнительные филиалы. В состав корпорации входит Опытно-конструкторский центр им. А.С.Яковлева. В состав корпорации входят следующие дочерние компании: ОКБ «Русская Авионика» (г. Жуковский), ЗАО «Техсервисавиа», ЗАО «ИТЕЛА» (г. Рыбинск), ЗАО «БЕТА ИР».

Структурными подразделениями являются: ЗАО «Иркут АвиаСТЭП», ООО «Гидроавиасалон». Компания сотрудничает с авиастроительным заводом «Авиастар», который производит самолеты АН, ИЛ и ТУ. Также филиалы корпорации наладили партнерские отношения с акционерным самолётостроительным обществом — АСО.

Условия труда и социальная политика

Руководство компании создает для сотрудников условия профессионального роста и самореализации. Коллектив корпорации составляет более 14000 высококвалифицированных рабочих, инженеров и руководящих кадров. В рамках бюджетов в компании проводятся мероприятия технике безопасности и по охране труда.

Средняя зарплата в компании — 56 тысяч рублей. Кроме основного премирования сотрудники получают дополнительные стимулирующие вознаграждения из целевых фондов. Возраст работников в среднем — 40 лет. Корпорация вкладывает значительные средства в капитальное строительство, в том числе жильё для работников предприятия. Сотрудники могут приобрести квартиры по льготной цене.

Головное предприятие Иркутска предоставляет своим работникам ряд социальных благ. Сотрудники получают путёвки по льготным ценам в собственный пансионат, санаторий, детские оздоровительные лагеря. На Байкале имеется собственная база отдыха. В инфраструктуре предприятия имеется: Дворец культуры, бассейн, спортивно-оздоровительный центр.

Пенсионеры корпорации получают дополнительную помощь из фонда ветеранов и бюджета организации. В активе корпорации несколько благотворительных программ по поддержке: образовательных, культурных, развлекательных, общественных организаций. Компания оказывает помощь малообеспеченным гражданам в рамках регионального и федерального уровня.

Обучение

Корпорация ведет подготовку молодых специалистов рабочих специальностей на базе собственного УПЦ (учебно-производственный центр). В центре получают высококачественное обучение юноши и девушки по ряду востребованных специальностей.

  • Фрезеровщик
  • Токарь
  • Слесарь
  • Сборщик-клепальщик

Учащиеся центра получают: стипендию (10 тысяч рублей), общежитие, талоны на питание в собственной столовой и буфете. Учебный центр ежегодно подготавливает около 200 молодых специалистов высокой квалификации.

Специалистов высшего звена готовят следующие ВУЗы: МАТИ (Российский государственный технологический университет имени К.Э.Циолковского), МГТУ им. Н.Э.Баумана, Национальный исследовательский университет (МАИ — Московский авиационный институт). На старших курсах студенты допускаются к проектированию авиационного оборудования в Инженерном центре.

Все сотрудники компании постоянно проходят обучение и повышают квалификацию. Для работы и стажировки за рубежом дополнительно сотрудников обучают иностранным языкам. В Иркутском филиале корпорации организована постоянная переподготовка и повышение квалификации всех работников.

Молодые специалисты рабочих профессий могут продолжить образование либо на вечернем отделении техникума при УПЦ, либо в одном из специализированных ВУЗов.

Продукция компании

Сегодня ПАО «ОАК Иркут» выпускает ряд самолетов двойного назначения.

  • Як-130
  • Як-152
  • Су-30
  • Су-30МК
  • Су-30СМ
  • Су-30МКИ
  • Беспилотные летательные аппараты Иркут-850
  • МС-21
  • Самолет-амфибия Бе-200

С 2005 года предприятие производит компоненты для аэробусов А320. Истребители Су-30 поставляются заказчикам за рубеж с 2007 года. В активе компании — серийный выпуск новейших самолетов: беспилотные летательные аппараты, учебно-боевые Як-130, СУ.

С 2007 года зарубежные заказчики получают истребители серии Су-30. Компания обеспечивает серийное производство самолетов нового поколения: учебно-боевых Як-130, СУ, БЛА (беспилотные летательные аппараты). Корпорацией начат выпуск гражданских среднемагистральных лайнеров МС-21.

Все филиалы корпорации участвуют в разработке и производстве ближнемагистрального и среднемагистрального гражданского самолета МС-21. На лайнер возлагаются большие надежды, так как он является потенциальным серьезным конкурентом американскому Boeing и европейскому Airbus в своем классе. Основное преимущество российского самолета перед Эйрбас и Боинг заключается в более широком фюзеляже и меньшем весе.

При строительстве МС-21 используются легкие и сверхпрочные композитные материалы. Сегодня проводятся летные испытания лайнера. Получение европейского сертификата соответствия произойдет в ближайшее время. Для оснащения самолетов будут закуплены двигатели американского производства (PW1400G). Контракт на поставку с 2020 по 2023 год 40 моторов подписан с компанией United Pratt&W. Часть лайнеров будет оснащаться двигателями отечественного производства ПД-14.

МС-21

Разработка и производство серии ближнемагистральных и среднемагистральных лайнеров выполняется на базе новейших технологий. При создании и эксплуатации самолетов МС-21 значительно снижаются расходы.

Лайнеры отличаются от конкурентов повышенной комфортностью за счет увеличенного размера фюзеляжа и удлиненным крылом. В производстве используется новейшие сверхпрочные композиты. Применение материала позволяет уменьшить вес и увеличить размер самолета (крылья, фюзеляж). Основные модификации лайнера: МС-21-300, МС-21-200. Первая модель может перевозить от 163 до 211 человек. Второй вариант рассчитан на перемещение 132-165 пассажиров.

Чувство безопасности и комфорта создаёт улучшенный микроклимат, эргономичные кресла и просторный салон. Модели МС-21 отличаются: широкими проходами, большими иллюминаторами, улучшенной системой кондиционирования и звукоизоляции Чувство замкнутого пространства снижено благодаря специальному современному дизайну. На высоте более 11 тысяч метров поддерживается оптимальный уровень давления для хорошего самочувствия.

Ближне-среднемагистральные лайнеры — самая востребованная категория в мире. Конкурентоспособность МС-21 заключается в нескольких аспектах. Главные соперники — Боинг и Эйрбас имеют более узкий фюзеляж, больший вес и расход топлива. Отечественный самолет оснащается системами управления и двигателями последнего поколения.

Су-30CМ

Первые партии многоцелевых высокоманевренных истребителей модели Су-30СМ поставляются на вооружение ВКС России с 2012 года. Корпорацией заключены контракты и поставляются в Беларусь, Казахстан и в страны дальнего зарубежья. Двухместный истребитель имеет мощную радиолокационную систему, сверхманевренность. На вооружении истребителя имеются высокоточные ракеты «воздух-поверхность» и «воздух-воздух».

Истребитель оснащен горизонтальным передним оперением и мотором с управляемым вектором тяги. Кроме целевого назначения истребитель используют для обучения лётчиков на одноместные многофункциональные самолеты. Разработка истребителя производилась в опытно-конструкторском бюро Сухого.

ЯК-130

Учебно-боевой двухместный самолет является разработкой опытно-конструкторского бюро им. А.С.Яковлева. Бюро переименовано в центр и продолжает усовершенствовать модель в составе корпорации. Самолет используется для повышенной и основной подготовки летного состава.
Модель эффективно применяется для обучения летчиков сверхманевренных новейших истребителей, в том числе пятого поколения. Неуправляемое и управляемое вооружение самолета позволяет использовать самолет в современных боевых условиях. Як-130 отличается высокими показателями устойчивости и низкими эксплуатационными расходами. Состоит на вооружении ВКС России и ряда стран ближнего и дальнего зарубежья.

Су-30МК

Двухместный многоцелевой Су-30МК обладает высокой маневренностью, высокоточным вооружением. Истребитель способен вести бой на значительном расстоянии от базы в дневное и ночное время. Самые плохие погодные условия не влияют на маневренность и боеспособность модели.

Су-30МК способен вести боевые действия в условиях повышенного огневого и радиолокационного воздействия неприятеля. Оружие боевого самолета способно поражать одновременно несколько морских, наземных и воздушных целей. Многоцелевой Су-30МК — один из самых востребованных и эффективных самолетов в России и за рубежом. Истребитель поставляется в ряд стран: СНГ, Алжир, Малайзию, Индию. С 2002 года произведено около 400 боевых самолетов. Су-30МК отличается высокими эксплуатационными и радиолокационными характеристиками.

Достижения

ПАО Иркут — первое предприятие отрасли, которое получило сертификаты качества и соответствия европейской и американской версии стандарта АS 9100 2009 /EN 9100. Документ подтверждает качество оборонной и авиационной продукции компании. Сертификация позволяет сотрудничать с зарубежными и отечественными аэрокосмическими предприятиями. Также стандарт позволяет снижать затраты и оптимизировать процессы производства. Также компания имеет сертификаты СРПП ВТ и ГОСТ ISO 9001-2011.

Корпорация вкладывает большие средства в развитие социальной сферы, Прибайкалья и в охрану окружающей среды. Авиастроительная компания несколько лет (2009-2014) получала звание и награды как лучшего экспортёра. Вместе с «Рособоронэкспорт» компания продвигает и продаёт авиа продукцию за рубеж на большие суммы. В 2007 году корпорация выбрана в качестве главного исполнителя в создании перспективных лайнеров гражданского назначения МС-21.

Многие работники рабочих профессий и инженерно-технический персонал удостоен государственных наград (грамоты, ордена, специальные премии) за вклад в разработку, производство и испытания новейших образцов авиационного оборудования. Например, за один лишь 2017 год награды получили более 10 человек ОКБ им. А.С.Яковлева и более 20 сотрудников корпорации и филиалов. Около 100 сотрудников корпорации награждены медалями и орденами.

Планы и перспективы

С 2019 года корпорацию ждут большие перемены. Компания полностью перейдет на выпуск гражданских лайнеров МС-21. ПАО «ОАК Иркут» будет реорганизована и расширена путем слияния с тремя компаниями.

  • АО «Гражданские самолёты Сухого»
  • ООО «ОАК-Центр комплексирования»
  • АО «Новые гражданские технологии»

В ближайшее время произойдет увеличение уставного капитала акционерного общества и выпуск в обращение дополнительных акций. Корпорация выкупит ценные бумаги у акционеров, которые были против объединения или вовсе не голосовали на годовом собрании в мае 2019 года.

Серийный выпуск конкурентоспособных моделей МС-21 начнется в году. Сегодня парк лайнеров отечественных авиакомпаний состоит из большого числа самолетов Боинг 737 и Аэробус 321 и 320. Компанией планируется их замена на МС-21. Технические особенности самолета — дальность полете 6000 километров и вместимость 211 пассажиров без членов экипажа. Расход топлива значительно ниже, чем у зарубежных аналогов. Контракт на поставку первых 175 самолетов подписан с крупными отечественными компаниями.

  • Red Wings
  • ИрАэро
  • Авиакапитал-Сервис
  • Аэрофлот
  • Ильюшин Финанс
  • ВЭБ-лизинг

Поставки самолетов военного назначения проводятся для ВКС России и зарубежным заказчикам. Это касается учебно-боевых Як-130, многофункциональных истребителей (Cу-30КН, Су-30СМ, Су-30МК). По мере увеличения производства гражданских МС-21 выпуск военных самолетов корпорацией будет сокращаться.

Автор статьи: stel-777 (Орлов Юрий Владимирович)


  • Горный институт – путь к востребованной профессии

  • В России можно будет получить налоговый вычет за геологоразведку

  • Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ)

  • Основные банки, предоставляющие кредиты на развитие малого бизнеса в Воронеже

  • Жидкая плитка

  • ОАО КамАЗ: этапы развития машиностроительного комплекса

  • Система технического обслуживания и ремонта технических устройств

  • Баки-аккумуляторы: гарантия долговечности чиллеров

Оставить отзыв