Те кто жил в СССР, в 60 – 80-е годы минувшего века, могли наблюдать стремительные «полёты» судов на подводных крыльях (СПК) над гладью великих рек и прибрежных морских зон. Зрелище было потрясающим. И названия судов были соответствующими: «Ракета», «Метеор», «Комета». Ведь это было время бурного развития технологий и освоения космоса.
История СПК. Как все начиналось
На пороге XX века кораблестроители достигли скоростного предела обычных судов (около 30 узлов, т.е. 56 км/час). Прибавление хотя бы 1 узла требовало троекратного увеличения мощности двигателя.
Инженеры нашли блестящий выход. Они решили поднять корпус корабля над поверхностью воды с помощью погруженных в неё плоскостей – подводных крыльев.
В 1906 г. Энрико Форланини (Италия) на своём СПК промчался со скоростью 42,5 узла (почти 78 км/час). А в 1919 г. американцы на крылатом судне типа HD-4 установили рекорд скорости движения по воде – 114 км/час.
Однако, дальше опытных образцов работа не продвинулось, к 1939 году из-за выявленных недостатков, все программы по СПК были свернуты. Неустойчивость на волнах, повышенный топливный расход, отсутствие облегчённых высокооборотных дизельных двигателей затормозили это направление судостроения.
В 40-х годах германский инженер Шертель, основавший фирму Supramar, возобновил разработку СПК. А в США этим занялся Boeing Marine Systems.
У нас, крылатыми кораблями стали заниматься позже других стран. Но теперь, когда зарубежные специалисты говорят о крылатых кораблях, они прежде всего подразумевают советские суда на подводных крыльях. Если за всё время Boeing построил 40 СПК, Supramar – около 150, то в СССР добились большего успеха и выпустили свыше 1300 судов такого типа.
Продолжение истории. СССР
Советский Союз добился таких колоссальных успехов в разработке крылатых кораблей, благодаря таланту, настырности и даже политической изворотливости Главного конструктора СПК Ростислава Евгеньевича Алексеева. По своим личным качествам он напоминал другого выдающегося Главного конструктора – Сергея Павловича Королёва.
Тормозящую роль в продвижении идеи гражданских СПК играли военные, которые ссылались на секретность разработок в данном направлении.
Минречфлот и партком завода «Красное Сормово» помогли преодолеть сопротивление военных. Дебют первого советского теплохода на подводных крыльях с космическим названием «Ракета» состоялся летом 1957 г. на Московском фестивале молодёжи и студентов. «Ракета» открывала парад судов на Москве-реке, катала делегации и даже руководителей ЦК КПСС.
В одночасье советские разработчики СПК превратились в героев. Коллективу была вручена Ленинская премия, появились многочисленные государственные заказы. КБ Алексеева спроектировал целую серию СПК, различных по назначению и конструкции. На верфях страны, за три с небольшим десятилетия построили: «Ракет» и «Восходов» — по 300 штук, «Метеоров» — 400, «Комет» (морской вариант «Метеора») – 100. Над водной гладью также «летали» десятки «Полесьев», «Колхид», «Беларусей», «Катранов».
Значительное количество советских «летающих кораблей» шло на экспорт во многие страны, в том числе в США, Великобританию, Канаду, Китай, Австрию, Нидерланды.
К середине 90-х годов прошлого века производство СПК и в России, и у западных конкурентов было свернуто. В основном по экономическим соображениям.
Последним было построено в 1993 г. на крымской верфи морское СПК «Олимпия» на 250 пассажиров.
Казалось, что эпоха судов на подводных крыльях закончилась.
Возвращение к мечте
Мечта о возрождении флота СПК все 20 лет не оставляла инженеров Алексеевской школы и оказалась сильнее любых трудностей. Возрождению производства СПК способствовал также возросший в последние годы коммерческий интерес к скоростным водным перевозкам.
В августе 2013 года на заводе компании «Вымпел» в Рыбинске началось строительство головного СПК «Комета 120М» на 120 мест, разработанного ЦКБ им. Алексеева. Этот проект сориентирован на потребности пассажирских перевозчиков в Санкт-Петербурге и в Крыму.
В 2018 году первая «Комета 120М» начала курсировать между Севастополем и Ялтой.
Другой рынок скоростных перевозок по воде формируется в восточных районах страны и на Севере – в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Этот спрос вполне могут удовлетворить 45-местные речные СПК «Валдай-45», строительство которых начато в Нижнем Новгороде.
С августа 2019 года «Валдай 45Р» осуществляет регулярные рейсы Нижний Новгород – Городец со средней скоростью 75 км/час.
«Валдай» на 3/4 собран из отечественных комплектующих. Все элементы из композита, отделочные материалы салона – российского производства. Проблема – отсутствие в России своих дизелей нужной мощности. Используются пока немецкие дизельные двигатели типа MAN.
Продолжаются работы по созданию преемника самого знаменитого советского СПК — «Метеора». Интересно, что работы ведутся одновременно в двух конкурирующих компаниях: ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева и КБ «Си Тех».
23 декабря 2019 г. в Нижнем Новгороде состоялась закладка крылатого судна «Метеор 120Р» по проекту ЦКБ по СПК.
Таблица сравнения характеристик новых СПК
«Комета 120М» | «Валдай 45Р» | «Метеор 120Р» | |
Водоизмещение (тн) | 73 | 21,4 | 68 |
Длина (м) | 35,2 | 21,3 | 34,4 |
Ширина (м) | 10,3 | 5,2 | 9,2 |
Осадка (м) | 3,5 | 1,1 | 2,5 |
Скорость хода (км/ч) | 64,8 | 65 | 65 |
Кол-во пассажиров | 120 | 45 | 120 |
Дальность плавания (км) | 370 | 400 | 600 |
В новых СПК немало конструкторско-технологических заимствований из авиастроения. Например, двери спроектированы самолётного типа, что исключает их заклинивание. Совершенствуется система автоматизированного регулирования подводных крыльев при помощи поворотных крыльев и закрылков.
Энтузиасты создания крылатых кораблей, как и прежде, устремлены в будущее. Ведется разработка морского газотурбохода «Циклон 250М» на 250 пассажиров с дальностью плавания свыше 1100 километров и скоростью более 100 км/час. Такие суда будут востребованы в государствах Юго-Восточной Азии.
Корабли на подводных крыльях являются сугубо российским креативом. На сегодняшний день технологий массового их производства нет ни в Америке, ни в Европе, ни в Азии. Догонять нас им придётся долго. Главное нам — не останавливаться!
Автор статьи: Кузьмин Владимир Дмитриевич