СПК. Снова крылатые корабли?

Те кто жил в СССР, в 60 – 80-е годы минувшего века, могли наблюдать стремительные «полёты» судов на подводных крыльях (СПК) над гладью великих рек и прибрежных морских зон. Зрелище было потрясающим. И названия судов были соответствующими: «Ракета», «Метеор», «Комета». Ведь это было время бурного развития технологий и освоения космоса.

СПК Снова крылатые корабли

История СПК. Как все начиналось

На пороге XX века кораблестроители достигли скоростного предела обычных судов (около 30 узлов, т.е. 56 км/час). Прибавление хотя бы 1 узла требовало троекратного увеличения мощности двигателя.

Инженеры нашли блестящий выход. Они решили поднять корпус корабля над поверхностью воды с помощью погруженных в неё плоскостей – подводных крыльев.

В 1906 г. Энрико Форланини (Италия) на своём СПК промчался со скоростью 42,5 узла (почти 78 км/час). А в 1919 г. американцы на крылатом судне типа HD-4 установили рекорд скорости движения по воде – 114 км/час.

Однако, дальше опытных образцов работа не продвинулось, к 1939 году из-за выявленных недостатков, все программы по СПК были свернуты. Неустойчивость на волнах, повышенный топливный расход, отсутствие облегчённых высокооборотных дизельных двигателей затормозили это направление судостроения.

В 40-х годах германский инженер Шертель, основавший фирму Supramar, возобновил разработку СПК. А в США этим занялся Boeing Marine Systems.

У нас, крылатыми кораблями стали заниматься позже других стран. Но теперь, когда зарубежные специалисты говорят о крылатых кораблях, они прежде всего подразумевают советские суда на подводных крыльях. Если за всё время Boeing построил 40 СПК, Supramar – около 150, то в СССР добились большего успеха и выпустили свыше 1300 судов такого типа.

Продолжение истории. СССР

Советский Союз добился таких колоссальных успехов в разработке крылатых кораблей, благодаря таланту, настырности и даже политической изворотливости Главного конструктора СПК Ростислава Евгеньевича Алексеева. По своим личным качествам он напоминал другого выдающегося Главного конструктора – Сергея Павловича Королёва.

Тормозящую роль в продвижении идеи гражданских СПК играли военные, которые ссылались на секретность разработок в данном направлении.

Минречфлот и партком завода «Красное Сормово» помогли преодолеть сопротивление военных. Дебют первого советского теплохода на подводных крыльях с космическим названием «Ракета» состоялся летом 1957 г. на Московском фестивале молодёжи и студентов. «Ракета» открывала парад судов на Москве-реке, катала делегации и даже руководителей ЦК КПСС.

В одночасье советские разработчики СПК превратились в героев. Коллективу была вручена Ленинская премия, появились многочисленные государственные заказы. КБ Алексеева спроектировал целую серию СПК, различных по назначению и конструкции. На верфях страны, за три с небольшим десятилетия построили: «Ракет» и «Восходов» — по 300 штук, «Метеоров» — 400, «Комет» (морской вариант «Метеора») – 100. Над водной гладью также «летали» десятки «Полесьев», «Колхид», «Беларусей», «Катранов».

Значительное количество советских «летающих кораблей» шло на экспорт во многие страны, в том числе в США, Великобританию, Канаду, Китай, Австрию, Нидерланды.

К середине 90-х годов прошлого века производство СПК и в России, и у западных конкурентов было свернуто. В основном по экономическим соображениям.

Последним было построено в 1993 г. на крымской верфи морское СПК «Олимпия» на 250 пассажиров.

Казалось, что эпоха судов на подводных крыльях закончилась.

Возвращение к мечте

Мечта о возрождении флота СПК все 20 лет не оставляла инженеров Алексеевской школы и оказалась сильнее любых трудностей. Возрождению производства СПК способствовал также возросший в последние годы коммерческий интерес к скоростным водным перевозкам.

В августе 2013 года на заводе компании «Вымпел» в Рыбинске началось строительство головного СПК «Комета 120М» на 120 мест, разработанного ЦКБ им. Алексеева. Этот проект сориентирован на потребности пассажирских перевозчиков в Санкт-Петербурге и в Крыму.

СПК Снова крылатые корабли

Комета 120М

В 2018 году первая «Комета 120М» начала курсировать между Севастополем и Ялтой.

Другой рынок скоростных перевозок по воде формируется в восточных районах страны и на Севере – в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Этот спрос вполне могут удовлетворить 45-местные речные СПК «Валдай-45», строительство которых начато в Нижнем Новгороде.

СПК Снова крылатые корабли

Валдай 45Р

С августа 2019 года «Валдай 45Р» осуществляет регулярные рейсы Нижний Новгород – Городец со средней скоростью 75 км/час.

«Валдай» на 3/4 собран из отечественных комплектующих. Все элементы из композита, отделочные материалы салона – российского производства. Проблема – отсутствие в России своих дизелей нужной мощности. Используются пока немецкие дизельные двигатели типа MAN.

Продолжаются работы по созданию преемника самого знаменитого советского СПК — «Метеора». Интересно, что работы ведутся одновременно в двух конкурирующих компаниях: ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева и КБ «Си Тех».

23 декабря 2019 г. в Нижнем Новгороде состоялась закладка крылатого судна «Метеор 120Р» по проекту ЦКБ по СПК.

Таблица сравнения характеристик новых СПК

«Комета 120М» «Валдай 45Р» «Метеор 120Р»
Водоизмещение (тн) 73 21,4 68
Длина (м) 35,2 21,3 34,4
Ширина (м) 10,3 5,2 9,2
Осадка (м) 3,5 1,1 2,5
Скорость хода (км/ч) 64,8 65 65
Кол-во пассажиров 120 45 120
Дальность плавания (км) 370 400 600

В новых СПК немало конструкторско-технологических заимствований из авиастроения. Например, двери спроектированы самолётного типа, что исключает их заклинивание. Совершенствуется система автоматизированного регулирования подводных крыльев при помощи поворотных крыльев и закрылков.

Энтузиасты создания крылатых кораблей, как и прежде, устремлены в будущее. Ведется разработка морского газотурбохода «Циклон 250М» на 250 пассажиров с дальностью плавания свыше 1100 километров и скоростью более 100 км/час. Такие суда будут востребованы в государствах Юго-Восточной Азии.

СПК Снова крылатые корабли

Газотурбоход Циклон 250М

Корабли на подводных крыльях являются сугубо российским креативом. На сегодняшний день технологий массового их производства нет ни в Америке, ни в Европе, ни в Азии. Догонять нас им придётся долго. Главное нам — не останавливаться!

Автор статьи: Кузьмин Владимир Дмитриевич


  • Россия и Китай планируют совместное освоение Огоджинского месторождения

  • Теплообменники: специфика применения оборудования в промышленном секторе

  • Горная выработка

  • Цены на Ван Марк листогиб на примере

  • В Амурской области разрабатывают новое месторождение золота

  • Металлопрокатная продукция от Комплект Стройматериалы

  • Подземные буровые станки от Машиностроительного холдинга

  • 3-х валковые гидравлические вальцы

Оставить отзыв