Последнее время российская промышленность демонстрирует способность реализовывать грандиозные проекты. В число важнейших проектов можно отнести плавучую АЭС «Академик Ломоносов».
В мировой практике предпринимались попытки создания подобных объектов. Американский образец оказался несостоятельным и небезопасным, поэтому был утилизирован. На российский вариант возлагаются большие надежды в обеспечении энергоснабжением труднодоступных регионов Крайнего Севера и Арктики, где возведение традиционных электростанций проблематично и затратно.
ЗАО «Атомэнерго» спроектировал ПАТЭС по заказу АО «Концерн Росэнергоатом». Плавучую атомную теплоэлектростанцию «Академик Ломоносов» начали строить в 2007 году. Расчётная стоимость — 30 млрд рублей.
Работа ПАТЭС намечена на Чукотке. Край богат полезными ресурсами, но изолирован от энергетической системы РФ. Обстановка в энергетическом плане на Чукотке проблематична, так как действующая в данное время Билибинская АЭС к 2021 году будет выведена из эксплуатации. Новая АЭС должна подменить выбывающие мощности. Ресурс работы позволяет обеспечить выдачу энергии для жизнедеятельности среднего города с населением до 100000 человек, что с лихвой покроет потребности малочисленного населения Чукотки.
Корабль, первоначально заложенный на северодвинском предприятии «Севмаш», в 2018 году отбуксирован в порт Мурманска для загрузки ядерным топливом и запуска энергоблока. Проведенные испытания признаны успешными с соответствием всем технологическим параметрам. Далее по Северному морскому пути плавучий энергоблок передвинут к месту назначения. В г. Певек Чукотского АО уже создаётся необходимая береговая инфраструктура.
Технические характеристики плавучей станции:
- габариты – длина 144м, ширина 30м;
- водоизмещение–21,5 тыс. тонн;
- атомные реакторы «КЛТ-40» (2шт)
- паротурбинные установки ПТУ ТК-35/38-3,4 (2шт);
- выработка электроэнергии– 70МВт;
- выработка теплоэнергии – 50Гкал/ч.
Кроме этого, возможно опреснение морской воды до 240000 кубов воды в сутки.
«Академик Ломоносов» – несамоходное буксируемое судно с двойными цельносварным корпусом, защищённое ледостойким покрытием. Судно разделено перегородками на 10 отсеков. Всего 6 этажей. Для удобства перемещения установлены два пассажирских лифта и 3 грузовых. В передней части судна находятся – турбогенераторный и электротехнический отсеки, в задней – жилой блок для проживания вахты и вспомогательные установки. С периодичностью в 3 года необходима перезарядка реакторов. Постоянный экипаж судна – 70 человек, с учётом эксплуатационно-ремонтного персонала и судовой команды до 250 человек.
Безопасность плавучей энергосистемы соотнесена с мировыми стандартами. Корабль с имеющимся оборудованием способен выдержать:
- удары цунами;
- землетрясение силой в 8 баллов по шкале Рихтера;
- падение груза массой до 11 тонн;
- столкновение в море с другим плавсредством;
- мощный ураган с силой воздушного фронта д в 45 м/сек.
Высокая степень защиты реакторов в случае нештатной ситуации обеспечена 5-ю контурами. Также всюду находятся датчики радиационного контроля.
Воплощение в жизнь проекта лишний раз доказало доминирование России в вопросах использования «мирного атома». Стоимость изготовления следующих аналогичных моделей будет ниже за счёт введения в серию и отладки технологий. Проект весьма перспективен, вызвал большую заинтересованность у мирового сообщества. Коммерческая перспектива обусловлена возможностью разрешения энергетических вопросов без обустройства соответствующей наземной инфраструктуры и дефицитом пресной воды в мире.
Автор статьи: copimaster_etxt (ESV)