Амортизаторы типа АД помогают обеспечить эффективную защиту приборов и оборудования от механических ударов и вибрации, приложенных вертикально. Устройства получили широкое распространение в судовой технике, рабочие условия которой отличаются высоким уровнем вибрации.
Использование амортизаторов такого типа позволяет продлить срок службы оборудования и уменьшить потребность его преждевременного обслуживания. Амортизатор равночастотный, благодаря тому что его упругий элемент (пружина) выполнен в виде конуса. Механизм самого амортизатора надежно защищен от попадания в него пыли и влаги, при помощи прорезиненного сальника.
Принцип работы АД амортизатора
Пружина, выступающая в качестве упругого элемента, выполнена в виде конусообразной спирали. При колебаниях витки пружины, входят один во второй, осаживаются и в последствии, прерывают рабочий процесс. Т.е. при колебаниях частота не меняется, а жесткость при этом возрастает. Это позволяет амортизировать объекты, имеющие разный вес, при этом используя ограниченное количество амортизаторов.
Конструкция АД амортизатора
Корпус, опорная пластина и штанга изготовлены из металла. Механизм, обеспечивающий защиту от вибраций надежно защищен корпусом. В качестве демпфера выступает резиновый баллон, который приварен к фланцу. В баллоне имеется отверстие, обеспечивающее медленный выпуск воздуха и трение, при появлении нагрузки. Также внутри баллона установлена коническая пружина, которая служит для стабилизации устройства. Между корпусом и штангой, имеется прорезиненный сальник, благодаря которому механизм надежно защищен от попадания влаги и пыли.
Амортизаторы АД-типа имеют 8 модификаций, различающихся нагрузочными и весовыми характеристиками. Во всех типах амортизаторов используются специальные резиновые подушки и конусообразные пружины в качестве демпфера.
Недостатки амортизатора: наличие калибровочного отверстия и конструкция демпфера делает невозможным эксплуатацию амортизатора данного типа при большой разреженности атмосферы (непригоден для применения в ракетостроении, самолетостроении и меняет характеристики при работе в высокогорной местности); детали из резины боятся солнечной радиации и требуют периодической ревизии.
Амортизатор фрикционного демпфирования АФД
Этот амортизатор не имеет недостатков амортизаторов АД типа, поэтому получил широкое распространение и в авиационной технике.
Конструкция и принцип действия АФД амортизатора
В качестве упругого элемента этого амортизатора выступают уже две конусообразные пружины расположенные в верхней и нижней части корпуса. Нижняя пружина, называется несущей и превосходит по упругости верхнюю. Нагрузка поступает на шток, опирающийся на эти пружины при помощи шайб. Также между шайбами зажата диафрагма состоящая из 3-х пластмассовых сухарей. При помощи трения о внутреннюю поверхность цилиндрического корпуса, которое вызвано воздействии распорной пружины, происходит стабилизация устройства.
Амортизатор пространственного нагружения АПН
Это модификация амортизатора АФД типа, имеющая одно неоспоримое преимущество как перед своим прародителем, так и перед амортизаторами АД типа. Преимущество такого типа амортизатора — возможность нагрузки не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной. Это достигается за счет того что у шайбы теперь есть возможность смещения, а между шайбой и сухарями образуются дополнительные диссипативные силы за счёт трения.
Опорные амортизаторы АПНМ
Дальнейшее развитие в виде модификации амортизатора АПН типа. В этом амортизаторе показатели механической прочности увеличены. Также увеличены и показатели защиты от воздействия окружающей среды. Эти амортизаторы рекомендованы к использованию в экстремальных условиях повышенного УФ излучения, при высоких температурах (до 70°C), соляного тумана, в авиационной и водной технике.