Выбор масла для автомобильного двигателя — весьма ответственное мероприятие. Этот выбор влияет не только на стабильность работа двигателя, но также и на пробег до капитального ремонта. Без понимания маркировки моторных масел и ее правильной расшифровки не обойтись.
В Казахстане производством и реализацией масел и смазок занимается компания «Масла и смазки Казахстана». Завод выпускает в том числе и консистентную смазку для суппортов и других высоконагруженных механизмов, высокотемпературную смазку смазку «Литол-24» (https://mskz.kz/visokotemperaturnaya-smazka-ot-msk).
SAE (Сообщество автомобильных инженеров): классификация вязкости.
Масла подразделяются три вида:
- Зимние. На фасовках с этим маслом стоит W (Winter – зима).
- Летние. Здесь никаких букв перед цифрами не предусмотрено.
- Большинство современных масел — всесезонные, то есть их классификация смешанная.
Пример:
- 0W-40, где первая цифра («0») показывает, что указанная температура обеспечивает беспрепятственную доставку масла ко всем трущимся частям, поскольку масляный насос в состоянии при этой низкой температуре подать масло в систему мазки, несмотря на холодное время года. В данном случае имеется в виду температура масла -35°С.
- Вторая цифра («40») указывает на высокотемпературную вязкость, где цифра подразумевает вязкость масла разогретого до температуры 100°С.
Между соприкасающимися деталями двигателя должна присутствовать тончайшая масляная пленка, которая уменьшает трение.
Казалось бы, при высокой вязкости возрастает нагрузка на двигатель, вследствие чего должно тратится больше топлива. Однако, если вязкость масла недостаточная, то необходимой для нормальной работы двигателя толщины масляной пленки не будет, трение увеличится и это не только резко повысит расход топлива, но и увеличит износ деталей.
Масло для изношенного двигателя
Если двигатель вашего автомобиля уже не совсем новый, то вполне резонно приобретать масло, где высокотемпературная вязкость на порядок выше, чем рекомендуемая вязкость по паспорту на автомобиль.
Что это даст:
- Увеличит компрессию двигателя;
- Улучшит условия для работы двигателя;
- Не увеличит расход топлива.
Не стоит покупать в таких случаях масло с повышенной зимней вязкостью, поскольку это ничего не даст кроме проблем с запуском двигателя в зимний период.
Для каких случаев рекомендуется масло с повышенной высокотемпературной вязкостью.
Это нужно в следующих случаях:
- При агрессивной манере езды;
- Для спортивных автомобилей;
- Для машин с форсированным двигателем.
Нужно чтобы при повышенных, или близких к перегрузке, оборотах коленчатого вала двигателя, вязкости хватало на полноценную смазку всех его деталей. Масла с индексами 50 или 60 – рекомендованы для спортивных автомобилей.
Масла 0W-20 и 0W-30: назначение
Эти масла называют энергосберегающими или маслами для экономии горючего.
Чтобы использовать это масло, необходимо знать следующее:
- Двигатель автомобиля должен быть предназначен для такого масла;
- Если нет, то это не только не принесет никакой экономии, но и ускорит износ двигателя.
Важно! Нужно быть очень осторожным с выбором этих масел! Ориентируйтесь, прежде всего, на заводские рекомендации.
Классификация масел по качеству: IP для карбюраторных и дизельных автомобилей
Обозначения и расшифровки:
- S – масло для бензинового двигателя;
- C – масло для дизельного двигателя.
Последующие буквы в маркировке указывают на качество масла (Чем выше в алфавите, тем лучше).
Для карбюраторных двигателей
Устаревшие классы:
- SA;
- SB;
- SH;
- SJ и те, что пропущены здесь между SB и SH по алфавиту.
Новые классы:
- SL;
- SM.
Эти масла предназначены для двигателей многоклапанных, с гидрокомпенсаторами, а также двигателей с турбонаддувом.
Для дизельных двигателей
Устаревшие классы:
- CA;
- CF;
- CG и те, что пропущены между CA и CF, по алфавиту.
Новые классы:
- CH;
- CI.
В дизельной маркировке применяются еще и цифры, поставленные после тире.
Например: CI-4 (означает, что масло применимо только для четырехтактных двигателей).
Масла могут быть и смешанного типа – их можно заливать в оба вида двигателей.
Синтетика, полусинтетика и минералка: распространенное заблуждение
Почему-то многие автовладельцы считают следующее:
- Новый двигатель – заливай синтетику;
- Изношенный двигатель – залей полусинтетику;
- Старый двигатель – пойдет и минералка.
Это в коне неверно. Для каждого двигателя предусмотрено свое масло, рекомендуемое заводом-изготовителем, и если двигатель изношен, то следует заливать масло с летней вязкостью выше.