Территория Дальнего Востока (ДВ) составляет 36% всей площади России. Учитывая её стратегическое значение для укрепления позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТр), руководством РФ поставлена амбициозная задача обеспечить прорыв в развитии этой части страны.
Краткая оценка положения ДВ, его конкурентных преимуществ и факторов развития
Осложняющие обстоятельства
- неразвитая инфраструктура;
- удалённость от политико-финансового центра РФ;
- миграция населения.
Преимущества
- географическое соседство с рынками быстро развивающихся стран АТр – Китая, Южной Кореи, Вьетнама;
- огромные залежи полезных ископаемых, а также древесина, морепродукты;
- разнообразие климата, что способствует освоению земель для сельского хозяйства.
Факторы опережающего роста
Государство намерено стимулировать:
- значительный рост инвестиций в инфраструктуру – энергетику и транспорт;
- повышение уровня капитализации всей хозяйственной системы ДВ за счёт устойчивого развития бизнеса, роста доходов местного населения и налоговых сборов в бюджет региона;
- формирование всеобъемлющего рыночного спроса в регионе;
- создание комфортных условий проживания населения с целью изменения направления его миграции на противоположное.
В итоге должно произойти зарождение и последующее динамичное развитие многочисленных точек экономического роста в приоритетных направлениях по всей дальневосточной территории.
Следует привести примеры реализации этой стратегии.
1. Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов», г. Певек, Чукотский АО
14 сентября 2019 г. в порту самого северного города страны Певек была пришвартована плавучий атомный энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов».
Энергоблок вместе с комплексом береговых сооружений образует плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС), которая станет самой северной АЭС на планете.
Назначение
ПАТЭС «Академик Ломоносов» является новым классом энергогенерирующих источников на основе российского атомного судостроения. Станция предназначена для выдачи на берег 60 мегаватт электроэнергии и 50 гигакалорий в час тепловой энергии для теплосетей (в первую очередь для города Певек).
Кроме того она способна опреснять морскую воду производительностью до 240 тысяч м3 в сутки.
«Академик Ломоносов» сможет поддержать жизнедеятельность города со 100 – тысячным населением и заменить мощности Билибинской атомной электростанции, которая через несколько лет должна быть остановлена.
Характеристики
- Длина плавучего энергоблока около 140 м, ширина – 30м, водоизмещение – 21560 тн.
- Энергетическая установка состоит из 2-х маломощных ядерных реакторов КЛТ-40С.
- Экипаж – 69 человек.
- Срок службы – 40 лет.
За годы строительства с 2007 г. стоимость станции возросла с 9 до 37 млрд рублей (с учётом инфраструктуры на берегу).
ПЭБ является несамоходным судном с двойными бортами и дном, в передней и средней части которого находится энергооборудование, а в кормовой – жилой блок с комфортными условиями для проживания и отдыха обслуживающего персонала (экипажа).
Специалисты для ПАТЭС по договору готовятся базовым вузом – Нижегородским государственным техническим университетом.
Приём и распределение вырабатываемой энергоблоком эл. энергии и горячей воды производится береговыми сооружениями города Певек. ПЭБ защищен от волн и дрейфующих льдов защитным молом-причалом.
Перспективы проекта
Росатом намеревался построить семь плавучих атомных электростанций. В частности, одну из них предполагалось разместить в г. Вилючинске на Камчатке.
Сейчас ведётся работа над 2-м поколением ПАТЭС, энергоблоки которых будут компактнее и более мощными.
Российский проект плавучих АТЭС несмотря на высокую стоимость его реализации является пока единственно возможным для островных и труднодоступных территорий. Например, к нему проявляют интерес в Индонезии и Канаде.
2. Рыбоперерабатывающий завод, о. Шикотан, Сахалинская обл.
В начале сентября 2019 г. с участием Президента РФ на Шикотане был запущен новый крупнейший рыбоперерабатывающий завод ГК (группа компаний) «Гидрострой».
Немного истории
В советские времена на острове было самое большое рыбоконсервное производство. Упадок предприятия в начале 90-х годов был завершен его полным разрушением во время мощного землетрясения в 1994 г. После нескольких лет безработицы на острове началось медленное возрождение рыбопереработки. С появлением прогнозов о предстоящем в ближайшее двадцатилетие массовом подходе к Курилам скумбрии и сельди иваси с учётом постоянной добычи минтая и трески в 2017 г было принято.решение о строительстве крупнейшего в России рыбопромышленного комплекса (РПК).
Несколько цифр и фактов
- Комплекс сможет переработать в сутки 1 000 тонн рыбы.
- В составе РПК морской порт с соответствующей инфраструктурой, отгрузочные терминалы, современные рыбодобывающие и транспортные суда.
- В поставке и пуске рыбоперерабатывающих мощностей участвует одна из ведущих в мире исландская компания SKAGINN.
- Завод производит замороженную продукцию с глубокой степенью переработки (рыбное филе) из минтая, трески, сельди тихоокеанской, скумбрии, иваси, кальмара, сайры, субпродуктов.
- Построено отдельное предприятие жиромучных изделий (20 тн/сутки).
- Режим работы РПК круглогодичный.
- Число работников – 500 человек.
- Частными инвесторами вложено в проект 6,5 миллиардов рублей.
3. Судостроительный комплекс «Звезда», г. Большой Камень, Приморский край
1 сентября 2016 г. в присутствии Президента РФ в бухте Большой Камень состоялся запуск первой очереди производства верфи Судостроительного комплекса «Звезда» — важнейшего стратегического объекта Дальнего Востока.
ССК «Звезда» начал создаваться и развиваться в 2009 г. на базе двух уже существовавших тогда предприятий. Это были Дальневосточный центр судостроения и судоремонта и Дальневосточный завод «Звезда».
Новый комплекс является первой в стране верфью, на которой будут строиться морской крупнотоннажный флот, а также морская техника для шельфовой добычи углеводородов. Например, буровые платформы круглогодичной эксплуатации в условиях Арктики, коммерческие транспортные суда, танкеры класса «Афрамакс» и «Суэцмакс», использующие газовое топливо и соответствующие самым современным экологическим нормам.
Этапы строительства суперверфи
- Первая очередь (завершена в 2016 г.) – строительство блока корпусных производств, окрасочных камер, тяжёлого достроечного стапеля.
- На втором этапе начинается эксплуатация сухого самого крупного в РФ дока длиной 500 метров и цехов полного цикла для постройки крупнотоннажных судов, в том числе ледового класса, и другой морской техники.
- Третий этап – пуск цехов для строительства судов оффшорного флота (специального назначения).
Весь комплекс должен быть завершён к 2024 году. Здесь будут работать до 10 тыс. рабочих и специалистов. Стоимость предприятия оценивается более, чем 145 млрд рублей.
Только факты
- В октябре 2019 г.на ССК шла сборка 3-х нефтеналивных танкеров типа «Афрамакс» и был заложен четвертый.
- Комплекс «Звезда» становится центром формирующегося судостроительного кластера с локализацией на побережье всей технологической цепи, обслуживающей суперверфь. Так, нефтяная компания «Роснефть» (акционер и якорный заказчик ССК) намерена построить металлургический комбинат для нужд «Звезды».
- В сооружении объектов СКК «Звезда» активно участвуют китайские предприятия. Например, компания BSIC из КНР оснастила его транспортно-передаточным плавучим доком для кораблей длиной до 300 м и шириной более 50 м, а также для крупных элементов буровых платформ. Другая компания China Communications Construction Company занимается достроечными цехами.
- Подготовка квалифицированных кадров будет вестись «Центром профессиональной подготовки СКК «Звезда», который создан в г. Большой Камень. Он будет обучать до 400-х человек в год.
- В производственную программу судостроительного комплекса, рассчитанную до 2035 г., уже включили 115 океанских судов.
Дальневосточный регион является единственным из всех территорий Российской Федерации, по которой сформирована отдельная национальная программа. Есть надежда и возможности, что в соответствии с ней к 2035 году темпы экономического роста здесь будут опережать среднероссийские в полтора раза.
Автор статьи: Кузьмин Владимир Дмитриевич