Антимонопольщики завершили рассмотрение дела о перевозках кузбасского угля по железной дороге. В схеме 2011 года ФАС обнаружила признаки ограничения конкуренции. Теперь РЖД и перевозчикам, число которых возросло с 12 до 16, грозят крупные штрафы.
ФАС признала ответчиков по делу нарушившими ст. 16 закона О конкуренции и настаивает на том, что администрация Кузбасса, РЖД и 16 железнодорожных операторов под предлогом борьбы с заторами на путях ограничили доступ перевозчиков на товарный рынок. Руководством к действию для «заговорщиков» послужило поручению президента, который потребовал разрешить сложившуюся ситуацию с вывозом угля и обеспечить регионы углем к началу отопительного сезона. Количество железнодорожных операторов тогда было уменьшено с 230 до 16, что и вызвало нарекание антимонопольщиков: сегодня они настаивают на версии преступного сговора РЖД и операторов.
Если ФАС удастся отстоять свою версию, то виновникам грозит штраф. Для администрации региона он фиксированный – от 20 до 50 тысяч рублей. А вот операторам и ОАО РЖД придется заплатить 1-15% выручки за 2012 года от перевозки угля из Кузбасса. По подсчетам аналитиков, штраф ОАО РЖД за 2012 год может составить 0,8-12 млрд руб., общий штраф операторов — 0,36-5,5 млрд руб.
Власти Кемеровской области, равно как и ОАО РЖД, не согласны с решением ФАС и собираются обжаловать резолюцию ведомства. Они настаивают на том, что в 2011 году о сложившейся ситуации и предполагаемых мерах были проинформированы межведомственная комиссия правительства РФ, Минтранс, Минэнерго. Более того, они положительно оценили предложенную схему, так что сегодняшние претензии ФАС ответчики называют абсурдными.