Современное производство лакокрасочных материалов (ЛКМ) в России и перспективы его развития

Производство лаков и красок – наукоёмкая, динамически развивающаяся подотрасль химической промышленности. В мире постоянно идёт процесс внедрения всё новых и новых технологий в этом секторе. Им дано обобщающее название «пейнт-технологий». А что происходит в настоящее время с нашей отечественной лакокрасочной индустрией и каковы её перспективы?

Современное производство лакокрасочных материалов ЛКМ в России и перспективы его развития

Общая оценка состояния производства ЛКМ в Российской Федерации

После длительного спада производства ЛКМ в 90-х и начале 2000-х годов последние 5 лет эта подотрасль российской химической промышленности заметно укрепила своё положение. Улучшились и её экономические показатели.
С 2014 по 2018 г. отгрузка собственной произведенной лакокрасочной продукции увеличилась на 70%, прибыльность выпускающих её заводов возросла четырёхкратно, а рентабельность от реализации стала больше на 20%.
Если в целом по химической промышленности РФ доля прибыльных предприятий составила в 2018 г. чуть более75%, то у лакокрасочников она равна 88%.
Стремительно почти в 2 раза за последние 2 года возросло производство ЛКМ инновационной направленности. В 2018 г. этих товаров выпущено на сумму 4,34 млрд. руб.
Хотя лакокрасочные товары в основном продаются российским потребителям, в последние годы наметился рост поставок за рубеж, в основном в страны Таможенного союза и ЕАЭС. С 2014 г. продажи на экспорт возросли на 9,2%. За этот период ёмкость внутреннего российского рынка уменьшилась с 1,97 млн тонн до 1,59 млн тонн.

Факторы нестабильности развития производства ЛКМ

Имеется определённая нестабильность в развитии лакокрасочной подотрасли. Кризисный 2015 г. вызвал падение потребительского спроса на её продукцию и соответственно сокращение производства. Реализация Программы мероприятий импортозамещения позволила затем выровнять ситуацию.
С другой стороны, к некоторой неустойчивости ведут закономерные структурные изменения в ассортименте лаков, красок и сопутствующих товаров. Наращивается производство органо- и водоразбавляемых ЛКМ с одновременным сокращением группы прочих материалов. В итоге наблюдается рост доли экологической продукции.
Кроме того возрастает удельный вес лакокрасочных материалов для индустриальных целей при снижении доли товаров декоративного назначения.

23-я Международная выставка «Интерлакокраска – 2019»: некоторые итоги

Этот лакокрасочный форум (проходил с 4 по 7 марта 2019 г в «Экспоцентре»), в котором приняли участие 237 фирм, продемонстрировал последние достижения в производстве ЛКМ и покрытий на их основе, а также сырьевые, технические и технологические новшества.
За «круглыми столами» в рамках этого мероприятия обсуждались перспективы подотрасли до 2025 г. Было проанализировано состояние рынка ЛКМ в РФ. Объём их производства в 2018 г. превысил 1 млн. тонн, причём импорт постепенно снижается.
В форме дискуссий обсуждались проблемы сырья для изготовления лакокрасочных товаров, а также их производство для индустриальных целей.
Особое внимание производственников было приковано к теме господдержки лакокрасочной отрасли. Сформулировали предложения по информационному поддержанию заводов химической индустрии, по условиям льготного их кредитования и другим реальным способам помощи государства.
На бизнес-семинаре по вопросам конкурентоспособности отечественных лакокрасочных материалов на российском и мировом рынках участники выставки сосредоточились на её «болевых точках». Чтобы достичь конкурентных преимуществ, должны объединить усилия все участники рынка ЛКМ, отраслевые ассоциации, НИИ, профильные ведомства. Особое внимание – качественному сырьевому обеспечению лакокрасочников.

Участие в Программе импортозамещения

Согласно этой программе российские предприятия были простимулированы с целью производства высокотехнологичной продукции индустриального применения. Например, поправки Минпромторга к Постановлению Правительства №719 направлены на увеличение доли отечественных лакокрасочных материалов и шин в автомобилестроении. Начиная с 2020 года, российскими лаками и красками будут покрываться: автобусы – на 80%, грузовики – на 70%, лёгкие коммерческие автомобили – на 50% и легковые авто – на 30% от общего количества произведённого в России транспорта.
Напрашивается вывод, что в будущем рост объёмов производства в подотрасли будет идти за счет лакокрасочных материалов индустриального назначения.
По ЛКМ для декоративных целей импортозамещение практически завершилось. Также закончились и локальные потребности в этих материалах для масштабных объектов, обеспечивающих проведение Олимпиады, чемпионата мира по футболу, строительство Крымского моста. Следовательно, большого роста в этом направлении не ожидается.

Проблемы ценообразования на ЛКМ

В 2018 г. значительно выросли цены на сырьё для ЛКМ. Внешние санкции отразились на повышении стоимости импортных компонентов и растворителей. Заводы пытаются оптимизировать свою деятельность, логистику с целью сохранения продаж.
Повлияли также принятые ограничения при транспортировке опасных грузов в период подготовки и проведения ЧМ по футболу. Последствия возникших по этой причине задержек с отгрузкой сырья и готовой продукции некоторые кампании ощущают до сих пор, в частности, в виде снижения инвестиций.
В итоге цена на водоразбавляемые краски в 2018 г. была выше, чем в предыдущем и в среднем равнялась 64,2 тыс. рублей за тонну. Динамика цен на органоразбавляемые ЛКМ в 2018 г. была близка ценообразованию 2017г., и средняя цена составляла около 94 тыс. рублей за тонну.

Работа подотрасли в 2018 году на примерах лидеров: АО «Русские краски» и «Тиккурила»

  1. АО «Русские краски». Всего здесь было изготовлено почти 36 тыс. тонн всех ЛКМ (+1,6% к 2017г.). Продажи возросли более чем на 5%. Для индустриальных нужд было изготовлено материалов на 6,6% больше и выручка от их реализации возросла более, чем на 14%. При этом на 1% уменьшилось производство красок декоративного применения.
  2. Кампания «Тиккурила», фаворит производства ЛКМ декоративного назначения. Снизила в 2018 г. продажи на 6%. Вынуждена была настойчиво принимать меры по оптимизации затрат на управление, производство, логистику. Были закрыты мощности в Старом Осколе. В то же время начала строительство нового предприятия под Санкт-Петербургом мощностью 30 млн. литров, которое заменит 2 устаревших завода, расположенных в самом городе на Неве. Новое производство будет обеспечивать индустриальный и декоративный сегмент потребления ЛКМ.

Роль иностранных игроков на российском лакокрасочном рынке

В российском химическом комплексе рынок лаков и красок пока наиболее импортозависимый. Доля ввозимых из-за рубежа ЛКМ в 2018г. немного снизилась и была на уровне 30,4%. Основные поставщики высокотехнологичных ЛКМ Финляндия, Италия и Германия.
Почти 19% всего потенциала производства ЛКМ в России принадлежит иностранным игрокам, локализовавших свои мощности на нашей территории. В их собственности — в основном недавно построенные с новейшими технологиями предприятия. Эти локализованные производства, а также совместные российско-иностранные предприятия (СП) обеспечили снижение доли импорта лакокрасочных материалов индустриального назначения.
Вместе с тем доля импортных ЛКМ для окраски автомобилей, судов, самолётов, сельхозтехники, защиты рулонного металла (койл и кэн-коутинг), для покрытия мебели и деревянных изделий остаётся высокой — от 60% до 90%.

Факторы торможения развития производства ЛКМ

Обеспечение сырьем и полупродуктами российских производителей пока остаётся одним из главных факторов, сдерживающих поступательное развитие лакокрасочных материалов в России. Сырьевые проблемы прямым образом влияют на формирование цен готовых ЛКМ.
Правительство РФ, некоторые инвесторы своими активными действиями смогли решить проблему дефицита алкидных и алкидно-модифицированных смол. Наладилось снабжение полиметилфенилсилоксановыми, кремнийорганическими и полиэфирными смолами.
Критически не хватает эпоксидных смол, железоокисных пигментов, изоцианатов и некоторых видов аддитивов (добавок). Всё ещё в дефиците остаются особо чистые растворители: уайт-спирит, метоксипропилацетат, ксилол и другие.
Значительное влияние на снижение конкурентоспособности лакокрасочных материалов отечественного производства оказывает зависимое положение от импортных поставок отдельных разновидностей сырья и полупродуктов, которые не производятся в Российской Федерации. Они закупаются по завышенным ценам, облагаются высокими пошлинами.

К другим тормозящим развитие подотрасли факторам можно отнести по группе декоративных ЛКМ:

  • большая доля лаков и красок эконом класса;
  • недостаточная информированность покупателей о качественных показателях ЛКМ, слабая маркетинговая работа;
  • наличие в розничной продаже контрфактной продукции.

По группе индустриальных кроме названных выше можно добавить проблему захвата зарубежными производителями рынков по отраслям промышленности.

Инновационные проекты и ближайшие перспективы роста

За последнее время в России выполнен ряд значительных инвестпроектов объёмом в 1,4 млн долларов. В Белгороде компания «Технолайн-ЛКМ» запустила новое производства сухих красок и полупродуктов (10 тыс. тонн в год), освоив инвестиции на сумму более 70 млн рублей.
В Ярославле завод порошковых красочных составов ввёл в строй шестую линию производительностью более 600 кг краски в час.
Фирма «3М-Волга» в Набережных Челнах начала эксплуатацию двух линий, производящих жидкие антикоррозионные составы мощностью до 40 тыс. тонн в год.
В будущем отечественные лакокрасочные предприятия намерены продолжать обновление производственных мощностей и ассортимента как декоративных, так и высококачественных индустриальных ЛКМ. Ставится задача обеспечения российскими красками, лаками, эмалями все сектора потребления. Мощности лакокрасочной подотрасли должны возрасти к 2020 году на 200 тыс. тонн в год, а в 2025 году – на 600 тыс. тонн.
Будут введены мощности на заводах ООО «Тиккурила» (цеха по изготовлению водорастворимых и органорастворимых ЛКМ), на Ярославской лакокрасочной компании (производство промышленных ЛКМ для автомобилестроения), в «Объединении «Ярославские краски» (выпуск водно-дисперсионных, водоэмульсионных и неводных ЛКМ), на предприятии «АБС-Фарбен» (для водно-дисперсионных красок) и других предприятиях.

О новых тенденциях в развитии «пейнт-технологий»

Следует отметить следующие направления совершенствования технологий:

  • Экологическая безопасность ЛКМ. Дальнейшая модернизация водных, порошковых составов.
  • Меры, повышающие эффективность защиты металлоконструкций от коррозии (газопроводов, нефтепроводов, резервуаров).
  • Прорыв в разработке специальных мирового уровня ЛКМ для авиастроения, судостроения, космической техники.

Интересные инновации:

  • Регенерированные ЛКМ. Получают переработкой краски, осевшей при распылении краскопультом в окрасочной камере. Собранные в вентиляционной системе красочные отходы очищаются, смешиваются с растворителями, диспергируются, доводятся до нужной вязкости и фасуются. Такие «возрожденные» краски можно использовать для менее ответственных покрытий.
  • Нанокомпозитные ЛКМ. Представляет собой нанокерамическое конверсионное покрытие поверхности в качестве замены традиционного железофосфатирования. При этом улучшается качество покрытия поверхности, снижается расход материалов, обеспечивается экологичность. Эффективно применение для покрытия пористых материалов, в частности фасадов зданий, гипсокартонных конструкций и т.д.
  • Радиационноотверждаемые ЛКМ. Превращение лакокрасочного материала в плёночное защитное покрытие происходит за счет ультрафиолетового излучения. Это технология соответствует требованиям экологии и всё шире применяется в книгопечатании и автомобилестроении.

Отечественные производители внимательно изучают и внедряют все эти новшества, научились быстро перестраиваться и совершенствоваться.

Заключение

У российских лакокрасочников в деловом содружестве со смежниками в условиях режима импортозамещения и поддержки государства имеются все возможности своей равноценной мировому уровню продукцией вернуть утерянные позиции на рынках как внутри страны, так и за рубежом.
Есть все предпосылки, что рост спроса на российские ЛКМ будет сопряжен с развитием в стране всех видов машиностроения, нефтегазовой отрасли, возведения сложных инфраструктурных объектов (мосты, дороги и т.д.).

Автор статьи: cuzminvolodya20 (Кузьмин Владимир Дмитриевич)


  • Премьер-министр В.В. Путин утвердил программу развития угольной отрасли до 2030 года

  • При обрушении на шахте Бутовская погиб ученик обходчика

  • Через 5 лет на Урале исчезнет угледобывающая отрасль?

  • Специалисты по бухгалтерскому сопровождению от фирмы Теара в Одессе

  • Измельчительно-сортировочное оборудование

  • Цены на российский уголь продолжат падение

  • Корпорация Иркут: продукция, условия труда и перспективы развития

  • История и современность оборонного комплекса Калашникова

Оставить отзыв