Российская федерация на сегодняшний день занимает одну из лидирующих позиций на мировом авиационном рынке. В России выпускается большое количество всех видов воздушного транспорта, как гражданского, но в большей степени военного. В этой отрасли машиностроения задействовано 250 предприятий, общая численность всего персонала составляет 400 тыс. человек, из которых 300 тыс. человек трудятся на самом производстве.
Авиастроительные заводы специализируются на изготовлении сложнейших деталей, проходящие высокоточную обработку. Все заводы этой отрасли очень тесно связаны и регулярно сотрудничают, закупают друг у друга различные полуфабрикаты, конструкционные детали, которые необходимы для создания конечной продукции каждого предприятия.
Описание авиационного производства будет представлено на примере выпуска российского регионального пассажирского 100-местного самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Это первый самолет при проектировании которого использовались исключительно цифровые технологии. Полет первого самолета этой модели был совершен в 2008 году, а в настоящее время в производстве находится уже сотый экземпляр.
Поэтапная схема производства самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), которое осуществляется филиалом ЗАО «Гражданские самолеты сухого» в г. Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) при непосредственном участии других авиационных заводов.
- Изначально создаются «цифровые» модели деталей, которые в электронном виде пересылаются из Москвы в Комсомольск-на-Амуре, а уже инженеры завода адаптируют чертежи к производству.
- Цех механической обработки снабжен станками с ЧПУ (числовое программное обеспечение). Здесь из тяжелых алюминиевых заготовок создаются детали будущего самолета. Характеристики этого процесса:
- Металлическая стружка, полученная в процессе обработки заготовки, перенаправляется в дальнейшую переработку благодаря автоматическому попаданию в стружкопровод;
- Обработка заготовки происходит исключительно самим станком без участия человека. Но оператор обязан наблюдать за процессом по монитору и производить управление станком;
- Благодаря специальным программам, станки способны фрезеровать самые сложные детали разных размеров.
- Производство деталей отсеков фюзеляжа, оперения и их агрегатную сборку осуществляется в г. Новосибирске филиалом ОАО Компании «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова». На клепальном станке лазером производится сверление дырок и установка заклепок в панелях фюзеляжа и крыла.
- Специальный автоматический пресс используют для придания нужной формы всем необходимым деталям. А обшивку крыла преобразуют до нужной формы в ручном режиме на отдельном прессе.
- Готовые детали покрываются грунтом с целью защиты от коррозии.
- В цехе сборки фюзеляжа происходит стыковка готовых отсеков. Подробности этого этапа:
- Каждая панель фюзеляжа имеет свой набор оснастки, который устанавливается на отдельной паллете и поступают на станок автоматической клепки. Этим процессом руководят два человека;
- После самой стыковки устанавливается каркас пола, монтаж всех дверей, антенны фюзеляжа и стекла в окна пассажирского салона;
- Термоизолируется пассажирский салон;
- Все выполняемые действия имеют несколько уровней контроля.
- В цех окончательной сборки поступает уже собранный фюзеляж. Цех разделен на несколько производственных участков, на которых выполняются такие действия:
- Установка оперения самолета;
- Монтаж шасси;
- Установка двигателей;
- Проверка работоспособности систем самолета, функционирования шасси;
- Подготовка самолета к постановке под ток;
- Оформление интерьера багажного отсека и кабины пилотов;
- Общетехнический осмотр воздушного судна.
- Отработка всех систем самолета под током.
- Действующий самолет для тестирования поступает на летно-технические испытания, состоящие из восьми полетов.
- Протестированный самолет совершает перелет в Ульяновск, где производится установка салона и покраска. Оформление внешнего вида воздушного транспорта выполняется согласно требованиям авиакомпании-заказчика.
- Готовый самолет летит в Центр поставки.
Важным аспектом развития авиастроения является подготовка перспективных и высококвалифицированных специалистов. В России с каждым годом увеличивается число абитуриентов, поступающих в авиационные учебные заведения, в которых ведется обучение и практика в таких направлениях:
- Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;
- Техническая эксплуатация пилотажно- навигационных комплексов и авиационных электросистем;
- Двигатели летательных аппаратов;
- Аэронавигация;
- Самолето- и вертолетостроение;
- Авиастроение;
- Гидроаэродинамика и баллистика;
- Двигатели летательных аппаратов.
Основные учебные центры авиационного образования в России существуют в Москве (Московский авиационный институт), в Ульяновске (Ульяновский высший авиационный институт), в Самаре (САУ им. С. П. Королева), в Санкт- Петербурге (Университет аэрокосмического приборостроения и Госуниверситет гражданской авиации) и в Казани (Авиационно-технический университет).
Развитие конкурентоспособности российского авиационного машиностроения происходит путем достижения таких целей:
- Развитие корпорации мирового уровня, производящее высококачественные продукты.
- Налаживание системы послепродажного обслуживания.
- Достижение прозрачной системы корпоративного управления.
- Наличие современных технологий, постоянное обновление научно-технического задела и квалифицированного персонала.
- Активная интеграция в мировой рынок.
- Государственное регулирование и поддержка.
Sukhoi Superjet 100 95 и Sukhoi Superjet 100 95b
Самолет Сухой Суперджет-100 (Sukhoi Superjet-100, раннее название RRJ — Russian Regional Jet) является первым самостоятельно разработанным в России самолетом (после распада СССР). Самолет ориентирован на эксплуатацию по малозагруженным авиалиниям протяженностью до 3000-4500 км. Sukhoi Superjet 100 фото:
Самолет Sukhoi Superjet 100 салон
Sukhoi Superjet 100 схема салона
Sukhoi Superjet 100 отзывы пассажиров
- В Суперджете больше свободного пространства, 175й Эмбраер здесь далеко позади. Суперджет дает ощущение, что ты в А320.
- Кресла в SSJ удобные и широкие. Намного шире, чем кресла на Эмбраере, и даже на А330. Нет ощущения что кпираешся локтями.
- В сравнении с А320 заметна плохая шумоизоляция, в остальном разницы не заметил.
Современное авиастроение стало совершенно самостоятельной отраслью транспортного машиностроения, в которой путем внедрения новых технологии и решений человек открывает для себя новые возможности.