Ту-160 — советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик

Построенный в 80-х годах советский стратегический бомбардировщик Туполев Ту-160 был самым тяжелым, быстрым и последним стратегическим бомбардировщиком, разработанным в СССР. Всего было построено 35 машин, но только дюжина из них остается в эксплуатации в военно-воздушных силах Российской Федерации.

Ту-160 8212 советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик

Проект сверхзвукового бомбардировщика

Первые работы над сверхзвуковыми стратегическими бомбардировщиками начались в СССР в конце 1950-х годов, они привели к созданию многих нереализованных проектов и концепций, а также к созданию не очень удачного проекта для бомбардировщика Miasiszczew M-50 . Хотя эта машина не поступила на вооружение, русские не отказались от идеи создания сверхбыстрых бомбардировщиков.

После завершения проекта М-50 в 1967 году советские власти объявили еще один конкурс на новый проект сверхзвукового стратегического бомбардировщика, способного развивать скорость до 3 Маха. В ходе проектных работ как конструкторы, так и лица принимающие решения, признали, что установленные требования по скорости не только трудно удовлетворить, но и бесполезны с военной точки зрения.

Стоимость создания самолета, способного развивать скорость Маха — 3, была несравнимо выше, чем стоимость машины, способной лететь на скорости Маха — 2. Поэтому в 1972 году был объявлен новый конкурс, в котором требования были снижены. К работам присоединились КБ Мясищева и Туполева. КБ представили проекты, обозначенные как Miasiszczew M-18 и Tupolew 160M.

Самым многообещающим был М-18, который официально победил в конкурсе. Завод имеющий опыт серийного производства стратегических бомбардировщиков, получил контракт на строительство новой машины, представляющей собой некое сочетание проектов М-18 и 160М. Уже в 1973 году были представлены первые чертежи нового самолета, обозначенного как Ту-160. Машина имела крылья с изменяемой геометрией, экипаж из четырех человек и не имела оборонительного вооружения, что было совершенно новым для советских стандартов (это был также полностью рациональный подход, потому что при таких скоростях полета защитное снаряжение было бесполезным). В ходе работ советские конструкторы вдохновлялись американским проектом Б-1А, который, однако, не поступил в серийное производство.

Работами по Ту-160 руководил Валентин Близнюк. В 1975 году были разработаны более подробные планы, которые были доработаны и представлены государственной комиссии в 1977 году. После их утверждения были созданы прототипы. Первый экземпляр нового бомбардировщика был закончен в ноябре 1981 года. 25 ноября была сделана первая фотография самолета, который еще не летал. В зависимости от версий, фотография была сделана пассажиром другого самолета, выполнявшего рейсы из аэропорта Луковски или американским спутником-шпионом.

Тактико-технические данные Ту-160

  • Длина 54 м
  • Размах крыла 35 м — 55,7 м
  • Собственный вес 117 тонн
  • Укомплектованный вес 275 тонн
  • Максимальная скорость 2200 км / ч
  • Крейсерская скорость 850 км / ч
  • Дистанция полета 13 950 км
  • 4 турбореактивных двигателя НК-32 или НК-32М с тягой 137,3 кН каждый
  • Маневренные ракеты с обычными головками Ч-55СМ, Ч-101, Ч-102, Ч-555 или Ч-15 с ядерными боеголовками
  • Экипаж 4 — два пилота, штурман и штурман-оружейник

Жертва распада СССР

Первое испытание Ту-160 состоялось 18 декабря 1981 года и прошло успешно. Испытания продолжались до 1984 года. Тем временем было принято решение начать серийное производство – первая серия была закончена в октябре 1984 года. Изначально планировалось построить 100 машин этого типа. Официально Ту-160 был представлен во время парада в Ташине 20 августа 1989 года.

Первые 19 серийных Ту-160 поступили в 184-й Гвардейский полк тяжелых бомбардировщиков, дислоцированный в Прилуках на Украине. Оставшиеся машины в разной степени комплектации находились в России, когда в 1991 году распался СССР. Украина захватила самолеты, которые находились на ее территории также это произошло и с ядерным арсеналом.

Переговоры о возвращении техники в Россию продолжались очень сложно и долго, украинцы требовали огромную компенсацию за передачу самолетов. Только в 1999 году россияне выторговали 8 самолетов в обмен на сокращение долга Украины. Три Ту-160 были списаны и распилены, а один перевезен в музей Полтавы.

Полученные Россией самолеты были включены в 121-й Севастопольский бомбардировочный полк, дислоцированный на базе в Энгельсе, созданной в 1992 году. На базе уже было 6 самолетов, затем состав был увеличен на 8 самолетов из Украины, а один экземпляр был изготовлен в 1990-х годах. Еще 6 машин (из которых 4 могли летать) использовались в качестве экспериментальных самолетов.

Новые бомбардировщики России Ту-160М и Ту-160М2

В начале XXI века была запущена программа модернизации Ту-160 получившая индекс Ту-160М. Самолеты получили новое электронное оборудование и новые двигатели НК-32М.

Крещение модернизированных самолетов прошло в конце 2015 года, когда они использовались для бомбардировки целей в Сирии, в отместку за террористическую атаку, совершенную 31 октября 2015 года на Синае, приведшую к крушению Airbus A321 принадлежащего российской авиакомпании Когалымавиа (на данный момент Metrojet).

Самолеты совершали полеты в основном через Иран и Ирак, отстреливая ракеты по целям, находящимся под контролем, так называемого Исламского Государства. Русские, показали всему миру, что эти самолеты полностью исправны и готовы к боевым действиям.

Одним из наиболее интересных полетов была операция, проведенная 20 ноября 2015 года, когда два Ту-160, летевшие с базы в Оленгорске на Кольском полуострове, облетели Норвегию и Великобританию, затем ракеты Ch-555, нацеленные на сирийские цели, были запущены над Гибралтарским проливом и Средиземным морем. Самолеты вернулись в Россию через Ирак и Иран, преодолев общую дистанцию около 13 000 км. Это была четкая демонстрация возможностей российских бомбардировщиков.

Хотя производство Ту-160 было официально завершено в 1992 году, в 2015 году появилась информация о возобновлении производства. Новый самолет получит обозначение Ту-160М2 и будет отличаться от существующего, поддержкой более широкого спектра вооружений, включая бомбы с лазерным наведением и улучшенной электроникой.

Серийное производство Ту-160М2 должно начаться в 2021 году. Старые машины, также будут обновлены до нового варианта. По официальной информации, планируется построить 30-50 новых машин, как минимум два самолета будут выпускаться ежегодно.

Первый образец Ту-160М2 был выпущен с завода Туполева 16 ноября 2017 года, а в начале 2018 года начались его испытания. Машина базировалась на незаконченном фюзеляже Ту-160, который оставался на заводе после остановки производства в 90-х годах. 25 января 2018 года был размещен официальный заказ на производство 10 новых машин Ту-160М2.


  • Schneider Electric и ЗАО Стройсервис объявляют о вводе в эксплуатацию комплекса

  • Hydrotrend выводит на российский рынок принципиально новый фильтр-пресс

  • Газ из угля планируют получать в Казахстане

  • Возможности и перспективы авиационного машиностроения России

  • Группа Кокс объединяет угольные активы в отдельную компанию

  • Система технического обслуживания и ремонта технических устройств

  • Контроль пламени, сканер пламени

  • Электрический автокран

Оставить отзыв